Атырау, 2 мая 16:10
 ясноВ Атырау +17
$ 442.05
€ 474.14
₽ 4.74

Караш из Каиршахты

6 312 просмотров

 «Эх, как же вкусны были отцовские яблоки! Летом мы срывали спелые плоды с веток, зимой ели те, что хранились в подвале», вспоминают потомки аксакала Караша КАЛИЕВА (на снимке) свои детские годы. 10 яблонь, выращенных Карашем в честь жены и восьмерых детей, уже много лет даруют свои щедрые плоды не только членам этой дружной семьи, но и их односельчанам.

 

СОЛДАТСКАЯ КЛЯТВА

Этот наш разговор состоялся в доме старика Караша в пригородном селе Тендык, где прошла вся его жизнь. Аксакал, которому уже перевалило за девяносто, неспешно присел на мягкий диван.

Я родился в 1921 году здесь же, в Каиршахты, айналайын. В 1938 году, после окончания 9 класса школы в Талгайране, поступил в Гурьевский нефтяной техникум. Когда учился на втором курсе, началась война, –вспоминает Караш ата.

В январе 1942 года его призвали на фронт. К этому времени Караш уже связал свою жизнь с любимой девушкой – 17-летней Акзибой. Война разлучила молодых людей, которые только поженились.

После нескольких месяцев обучения артиллерийскому делу, в мае 42-го Караша отправили на линию фронта –  оборонять Харьков, и вместе с ним несколько солдат-односельчан. Мужчины старались всячески поддерживать друг друга. Сильно тосковали по родной земле, по своим близким. В редкие минуты отдыха между боями собирались вместе и отводили душу, вспоминая родной аул, друзей, соседей.

Вскоре одного из земляков Караша смертельно ранило осколком снаряда. Умирая, он успел прошептать: «Передай привет родным…». Караш поклялся исполнить его просьбу. И по сей день потомки захороненного в местах боёв солдата частенько приезжают к Карашу ата, чтобы повидаться с ним, справиться о здоровье. «Мой отец и два брата не вернулись с войны. И когда я встречаюсь с этим человеком, мне кажется, я вижу своего отца», – говорит один из жителей Нового Каратона.

 

В ПЛЕНУ ВРАГА

Летом 1942 года советское главнокомандование провело  Харьковскую операцию, которая стала катастрофой для наших войск. Плохо подготовленное большое наступление было отбито немцами, которые затем вышли к Волге и Кавказу. Большое количество бойцов Красной Армии было взято в плен. Не избежал этой участи и Караш.

Не приведи Бог испытать вам то, что я пережил в плену. Об этом я даже не хочу вспоминать, – тяжко вздыхая, говорит старик. – Меня донимала одна мысль: я был в роду один мужчина, и если бы меня вдруг не стало, наш род прервался бы.

В июне 1944 года Караш был освобожден из плена наступавшими частями советских войск и после проверки в СМЕРШе вновь отправился на фронт. В августе 44-го в одном из боев в Белоруссии он получил ранение в ногу и был отправлен в госпиталь в Вильнюсе. Здесь и встретил Победу. Но добраться до родины удалось лишь через год.

 

НЕЛАСКОВАЯ РОДИНА

В мае 1946-го, ровно через четыре года, Караш вернулся в свой родной аул. Встретила его со слезами радости верная жена Акзиба. Молодые супруги начали налаживать совместную жизнь: Караш устроился на работу в колхоз «Тендык», вскоре на свет появились дети. Всё шло как нельзя лучше. Но проклятый плен догнал его уже в мирной жизни: 12 июля 1951 года приговором военного трибунала Южно-Уральского военного округа он был осужден на 15 лет лишения свободы по статье 58 Уголовного кодекса «Измена со стороны военного персонала». Отбывать наказание Караша отправили в Петропавловск, там он  работал на заводе по сборке мебели.

Мы заготавливали доски, из которых впоследствии собирали мебель. Чтобы высушить большие доски, нам  приходилось работать в горячем цеху, где температура достигала 100 градусов. Постоянно выдерживать это пекло было невозможно, мы часто выбегали на улицу, чтобы остудить себя, – вспоминает старик.

На свободу он вышел после смерти Сталина, в апреле 1955 года, но не по реабилитирующим основаниям, а в связи с сокращением срока по новому решению суда.

 

ХОРОШИЕ НОВОСТИ

Вернувшись в родной аул, Караш устроился работать секретарем Каиршахтинского сельского совета. Находясь на этой должности, он помогал безграмотным односельчанам написать заявления и письма, чем снискал их большое уважение. Караш вырастил своих детей, женил их, обзавелся внуками. Только в независимом Казахстане он смог добиться справедливости: постановлением первого заместителя военного прокурора РК от 13 ноября 1998 года Караш Калиев был реабилитирован на основании статьи 5 Закона РК от 14 апреля 1993 года «О реабилитации жертв массовых политических репрессий».

Мы подняли все касающиеся отца архивные документы, обращались в различные инстанции и, когда узнали, что он реабилитирован, собрались всей семьей, чтобы сообщить ему об этом, –рассказываетневестка Караша ата Алия. –Сначала он долго молчал, а потом заплакал от радости.

 

ПОЧЁТНЫЙ ДЕДУШКА

По словам Алии, Караш аксакал всегда помогал людям:

Нышан аже, которой уже исполнилось 103 года, часто говорит нам: «В голодные годы ваш дедушка тайком давал нам горсти проса. Благодаря ему нам и удалось выжить». Я не ошибусь, если скажу, что он почетный дедушка для всего нашего аула. По казахской традиции его часто отправляют к родителям невесты как главного свата, к настоящему времени он засватал около 50 невест. Часто обращаются к нему и при проведении обряда, когда впервые кладут новорожденного в бесик. Столько ему пришлось пережить, но у него очень сильный дух, в нём чувствуется эта внутренняя сила…

Старик не ропщет, не жалуется, он благодарен своей судьбе. Дети, которые в своё время росли, питаясь плодами посаженных отцом яблонь, и по сей день чувствуют себя защищенными от бурь и невзгод под сенью могучего дуба – Отца. Жизнь продолжается.

Нургуль ХАЙРУЛЛИНА

Фотография из семейного архива Калиевых.

19 сентября 2013, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz