Атырау, 5 мая 05:55
 будет пасмурноВ Атырау +12
$ 441.66
€ 475.14
₽ 4.86

Почему я водовоз?

8 196 просмотров

Темой недавнего семинара в Атырау стало обеспечение населения области качественной питьевой водой. В нём приняли участие руководители жилищно-коммунальных и санитарно-эпидемиологических служб.

 

ЦИФРЫ, КАНАТБАЙ И БАБА АНЯ

Директор департамента санэпиднадзора Умирзак ЗИНУЛЛИН напомнил, что все предприятия по водоподготовке, а также объекты по производству пищевых продуктов в соответствии с требованиями технического регламента Таможенного союза обязаны перейти на систему работы по международным стандартам HACCP, широко практикуемую в других странах. По его словам, пока ни один объект в области не имеет такого сертификата. Докладчики говорили о необходимости отказа от «дедовского» метода очистки воды жидким хлором и перехода на более дорогостоящий (на 20%), но менее опасный гипохлорит натрия.

Речь также зашла о необходимости установки гидропостов на Урале для мониторинга качества воды, которое из года в год ухудшается из-за неочищенных сбросов.

Ещё докладчики говорили об ударно проделанной работе. Несомненно, сделано немало, но всё же остаются кое-какие вопросы.

Уже не секрет, что огромные бюджетные средства, вложенные в первую госпрограмму «Питьевая вода» (2003-2011 годы), были в значительной своей части расхищены, и государство признало, что программа провалена. Многомиллиардный проект «Ак Булак» (на 2011-2020 годы) ставит перед собой те же цели, что и предыдущая программа. Между тем на семинаре были озвучены отличные данные о 93-процентной обеспеченности питьевой водой населения области и 100-процентной – населения города Атырау. Насчёт Атырау я бы и поверила, если бы не встретила по дороге на семинар немолодого уже мужчину, толкающего самодельную тачку с 5-литровыми пластиковыми бутылями. Цвет воды в них был не по-хорошему зеленоватым.

Отец четырёх детей Канатбай ага (на снимке), стирая пот со лба, поведал, что до сих пор не может провести к себе питьевую воду. Обращался в горакимат, облакимат, АтырауСуАрнасы, прокуратуру – безрезультатно. Раньше он хотя бы носил воду с колонки, но теперь все колонки в этом районе старого города убрали, и Канатбай ага, как и некоторые другие окрестные жители, остался совсем без воды. При этом контролёры водопотребления умудряются впихивать им каждый месяц квитанции к оплате на 4-5 тысяч тенге, угрожая, что в случае неуплаты передадут дело в суд.

В ходе беседы к нам подошла 80-летняя баба Аня, что живёт на Жарбосынова, 16. У неё аналогичная ситуация.

Я годами не стираю бельё.Водовод лежит через дорогу, но я пенсионерка, и у меня нет финансовой возможности провести воду. Да и с Урала таскать в моем возрасте очень трудно, – говорит баба Аня. – Стояла тут рядом колонка, которой я пользовалась с 1970 года, но её убрали два года назад. Пусть вернут нам колонку.

Меня глубоко тронул тот факт, что, несмотря на всё это, баба Аня умудряется сажать цветы в своем дворе. Поистине героическая женщина.

 

КОЛОНОК НЕТ, ВОДЫ ТОЖЕ

Помню, несколько лет назад в этом районе стояли колонки, и там наблюдалась удручающая картина, особенно зимой, когда у людей замерзали трубы. Длинные очереди людей с бутылями за водой в центре «нефтяной столицы»! Сейчас этих очередей нет, но проблема, как оказалось, не была решена, а просто «закопана».

Насколько велик масштаб проблемы? Я  решила сделать свою собственную выборочную проверку. Прошлась по улицам в районе старого города и обнаружила, что таких, как баба Аня и Канатбай ага, мягко говоря, не единицы. Из 10 домов, в которые я стучала, в среднем в 6-7 была подобная ситуация. Это дома на улицах Жарбосынова, Молдагуловой, Нажмеденова, Гагарина и др. Так что стопроцентной обеспеченности водой в Атырау никак не получается. Или это называется «в рамках статистической погрешности»?

На вопрос, где берёте воду, жители отвечают: «Таскаем из Урала, потому что колонки здесь убрали» или «Покупаем у соседей или у дистрибьюторов питьевой воды». На вопрос, нет ли возможности подсоединиться к соседям, которые провели себе воду, ответ такой: соседи не дают подключиться, так как у них самих давление воды сразу падает. Некоторые же молчат и загадочно улыбаются. Наверное, нашли какой-то хитрый выход из трудной ситуации.

Давайте посчитаем, сколько стоит подключение в случае, если сосед всё-таки согласится. Сразу же 50 тысяч тенге пойдет в карман доброго соседа, ещё 50 тысяч – на получение техусловий. Услуги экскаваторщика за рытье траншеи ниже точки промерзания будут стоить как минимум 70-80 тысяч. Стоимость материалов и услуг рабочих – примерно столько же. Итого 250 тысяч тенге. В случае с Канатбаем ага эта цифра удваивается, так как ему рыть через дорогу. Но его месячный доход составляет 65-70 тысяч тенге, да ещё у него четверо малолетних детей.

На наш запрос из КГП «АтырауСуАрнасы» пришёл ответ, из которого явствует, что житель дома  №42 по улице Жарбосынова Канатбай Мухамбетов 20 августа 2011 года получил техусловия на подключение к колодцу коммунального водопровода, но водопровод строить не стал. В 2003-04 гг., сообщает АСА, жители соседних домов на свои средства подвели водопровод к своим домам от коммунального водопровода, а Мухамбетов не стал принимать в этом долевого участия. Жителю предложено взять письменное разрешение у владельцев соседних домов на подключение к частному водопроводу. В этом случае КГП подключит его к частному водопроводу и переоформит техусловия (тот самый вариант с соседом, который всё равно не согласится.З. У.). Далее сообщается, что  «Мухамбетову и Анечкиной (та самая баба Аня.З. У.) производится начисление оплаты согласно санитарным нормам 50 литров в сутки на человека. По дому №42 с 2010 года по 31.08.13 образовался долг в размере 5 699 тенге, по дому №16 с 2011 по 31.08.13 – 6 307 тенге». Но в квитанциях, полученных ими только мае-июне этого года, фигурируют цифры 4-5 тысяч тенге в месяц. И напомним, речь идёт о плате за воду, которой у них нет.

…Меня очень удивил ответ одного чиновника на вопрос о том, почему люди в центре города пьют воду из Урала. Это прозвучало как издевательство: «Наверное, им нравится пить такую воду». Но надежда у этих людей всё-таки есть! По программе «Ак Булак» государство обещает провести воду в каждый дом. Правда, программа рассчитана до 2020 года. У Канатбая ага и его семьи есть шансы дожить до этого счастливого дня, а вот за бабу Аню я не ручаюсь.

Зинат УРЫНБАСАРОВА

Фото и видео автора

19 сентября 2013, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz