Атырау, 3 октября 22:22
 ясноВ Атырау +17
$ 483.23
€ 534.74
₽ 5.12

Нельзя разделять газоснабжение и техобслуживание

13 095 просмотров

Вопросы поднимаемые газетой «Ак Жайык» в статье «Вторая  газовая атака, или Как “КазТрансГазАймак” придумал новую повинность» от 05.09.13 г., всегда были актуальными, тем более сейчас, когдаАО «КазТрансГазАймак» с одобрения Агентства по регулированию естественных монополий (АРЕМ) практически освобождает газоснабжающие организации от их первоочередной служебной, неотделимой от газоснабжения обязнности – технического обслуживания газового оборудования потребителей.

СПРАВКА "АЖ":
Аубекеров Кали Бисембиевич
, 1936 г.р., окончил Уральский техникум механизации сельского хозяйства, работал в г.Атырау директором нефтебазы, автобазы треста «Водстрой», начальником управления механизации и строительства треста «Межколхозстрой», вице-президентом АО «Атырау жолдары», в настоящее время является советником гендиректора ТОО «Атырау жолдары», избирался депутатом городского маслихата нескольких созывов. Автор множества критических публикаций в прессе.

Включение тарифа за техническое обслуживание в состав основного  тарифа за газоснабжение – это эффективный, слаженный метод для постоянного поступления денежных средств потребителей газоснабжающим организациям по осуществлению технического обслуживания газопотребляющих систем,  которое должно осуществляться своевременно, в соответствии нормативных актов, в целях недопущения несчастных случаев на газоснабжающих объектах. Согласно п. 3 ст. 19 и п. 5 и 6 ст. 19 Закона РК «О газе и газоснабжении», газоснабжающие организации обязаны иметь лицензию на производство технического обслуживания принадлежащих потребителям газопотребляющих систем и обязаны обеспечивать их исправное техническое состояние. Это обязанность газоснабжающих организаций должна оговариваться в договоре, составленном между потребителем и газоснабжающей организацией. Запрещение Законом эксплуатации газопотребляющих систем и газового оборудования коммунально-бытовых и бытовых потребителей без заключения договора на их техническое обслуживание адресовано газоснабжающим органициям. Это требование Закона повышает ответственность газоснабжающих организаций по недопущению несчастных случаев. Вывод тарифа за техническое обслуживание из основного тарифа и заблаговременная оплата за 2 года вперед – это беззаконие, которое рано или поздно приведёт к несчастным случаям.

Надо сказать, что в этом вопросе КазТрансГаз Аймак не совсем новатор. Правила технического обслуживания газового оборудования потребителей нарушаются услугодателями ещё с 90-х годов, хотя этот вид услуг всегда входил в основной тариф. Даже были времена, когда аварийная служба требовала плату за вызов. Между тем несоблюдение нормативного технического обслуживания газового оборудования (газовая плита, котлы, газовые краны, трубопроводы и т. д.) может привести к разрушению зданий и сооружений, пожару, взрыву, гибели людей. Однажды я был на месте происшествия почти сразу же после взрыва. Это случилось в Курилкино. Пожаром был охвачен весь дом. И видел, как дети (пять девочек, два мальчика в возрасте от 6 до 13 лет) на глазах людей превращались в пепел. Помочь им уже было нельзя. Трое взрослых и один подросток каким-то чудом вышли из этого ада. Двое из них впоследствии скончались в ожоговом центре г. Алматы  (в том числе беременная  женщина – мать сгоревших девочек), двое стали инвалидами II группы. Это все мои родственники, пришедшие навестить родительский дом со своими детьми, во время зимних каникул.

В состав официальной комиссии по расследованию причин взрыва были включены областные и городские руководители, курирующие объекты коммунального хозяйства, в т. ч. деятельность газоснабжаюшей организации – ОАО «Атырауоблгаз», и сами руководители ОАО «Атырауоблгаз», которые в данном случае отнюдь не являлись беспристрастной стороной.

Я, будучи тогда депутатом городского маслихата, тоже участвовал в этой работе без права подписи в акте комиссии. Наше расследование показало, что в том 1998 году, когда произошел взрыв в Курилкино, в облгазе из-за недостаточности оборотных баллонов создался кризис с обеспечением населения газом. Оставшиеся в живых пострадавшие письменно заявили в правоохранительные органы, что приобрели злополучный баллон у односельчан, занимавшихся подпольной продажей баллонов с газом. Там, скорее всего, сначала взорвался бракованный баллон, занесённый в теплое помещение с холода, а потом разгорелся пожар. Тогда в протоколе заседания техсовета областной госинспекции и ЧС упоминались косвенные причины происшествия: службой внутридомового газового оборудования (ВГДО) АО «Атырауоблгаз» не соблюдался режим профилактического обслуживания внутридомового газового оборудования, со стороны облгаза не было контроля за соблюдением правилами пользования газом в быту. Служба ВГДО не производила обслуживание газового оборудования с 1995 года.

Несчастные случаи с человеческими жертвами, связанные с нарушениями правил технического обслуживания газового оборудования, правил техники безопасности, продолжаются. «Работа над ошибками» не проводится. Услугодателем АО «КазТрансГаз Аймак» утеряна связь с потребителями. Не проводиться инструктаж техники безопасности по пользованию газом с бытовыми абонентами.

АРЕМ и крупный частный бизнес в лице монополистов коммунально-бытовых, бытовых услуг электроснабжения вынуждют население, малый и средний бизнес финансировать их через дополнительный инвестиционный тариф. Принудительная инвестиционная «добавка», выплаченная монополисту населением, малым и средним бизнесом в ходе повышения тарифов по республике, составила за последние 4 года (2009-2012 гг.) 1 триллион 21,9 миллиарда тенге. Куда деваются эти деньги, истинному инвестору– населению –  неизвестно.

В соответствии со статьёй 15 Конституции РК, каждый человек имеет право на жизнь. Первая статья Конституции РК гласит, что высшими ценностями являются человек и его жизнь. Субъектам естественной монополии, в том числе АО «КазТрансГазАймак», запрещается навязывать условия доступа к регулируемым услугам субъектов естественных монополий или совершать иные действия, ведущие к дискриминации потребителей (статья 5 Закона РК «О естественных монополиях и регулируемых рынках»). Монополист АО «КазТрансГаз Аймак», игнонируя свою святую обязаность по защите потребителей газа от несчастных случаев, выводит техническое обслуживание газового оборудования из основного тарифа в отдельную статью дохода в виде «принудительного инвестиционного тарифа», который потом неизвестно где и как используется. Тогда как в газоснабжении главным критерием является недопушение несчастных случаев.

АО «КазТрансГаз Аймак» должно выполнять техническое обслуживание (профилактику) газового оборудования в соответствии с графиком, заверенным в абонентной книжке соответствующим штампом.

В соответствии с пп. 1 п. 5 ст. 7 Закона РК «О газе и газоснабжении», местные исполнительные органы осуществляют контроль за соблюдением требований безопасной эксплуатации газопотребляющих систем и газового оборудования бытовых и коммунально-бытовых потребителей. На основании протокольного решения от 25 октября 2011 года бывшего первого заместителя премьер-министра РК У. ШУКЕЕВА контроль за безопасностью использования газа в жилых домах и объектах коммунально-бытового назначения закрепляется за отделами газовых инспекций в составе жилищных инспекций при местных исполнительных органах. К сожалению, в нашей области таковой инспекции не существует. В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 7 Закона РК «О газе и газоснабжении», в компетенцию госинспекции по надзору за газовым хозяйством промышленности при ЧС не входит контроль за соблюдением требований безопасной эксплуатации за газопотребляющих систем и газового оборудования бытовых и коммунально-бытовых потребителей. Таким образом, пользование газом миллионов людей ответственными органами государства пущено на самотёк. Из-за несчастных случаев с газом гибнут люди, рушатся дома, а государственные органы и газоснабжающие организации, отвечающие за безопасное газоснабжение, чувствуют себя так, будто ничего не случилось. С огнём не играют. Пора в это дело вмешаться службам государственной безопасности (КНБ). Тариф технического обслуживания должен остаться в составе основного тарифа. Агентство регулирования естественных монополий должно строго контролировать использование монополистом тарифа на техническое обслуживание по целевому назначению.

Кали Аубекеров, г.  Атырау

16 сентября 2013, 11:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.