2 августа на АНПЗ были остановлены на капитальный ремонт технологические установки первичной переработки нефти ЭЛОУ-АВТ-3, гидроочистки бензина и дизельного топлива, каталитического риформинга, по производству водорода, по производству серы. Завод был остановлен на 15 дней раньше графика планово-предупредительного ремонта. Возможность ЧП как причины остановки завода руководство НПЗ отметает напрочь.
Спешность объясняют тем, что катализатор риформинга проработал 8 лет – при том, что компания-лицензиар оборудования дает гарантию на 7 лет.
Капитальный ремонт АНПЗ длился весь август. По сообщению пресс-службы завода, «ремонтные работы были выполнены в полном объеме и со значительным ускорением». Как стало известно, в первых числах сентября завод поэтапно запустил работу всех комплексов и приступил к отгрузке автобензина в полном объёме. На вопрос, не было ли во время ремонта завода дефицита бензина в области и стране, генеральный директор ТОО «АНПЗ» Кайрат УРАЗБАЕВ ответил:
– Во время капитального ремонта был прекращен выпуск высокооктановых автобензинов, были снижены выпуск автобензина марки АИ-80, а также выработка экологически чистых сортов дизельного топлива. Однако со стороны АО “КМГ Онимдери” проблем с поставками высокооктанового бензина на автозаправочные станции не было. НА АЗС дефицит топлива не наблюдался.
Кроме того, по словам К. Уразбаева, завод не имеет долгов по акцизным налогам в бюджет г. Атырау. Общая сумма уплаченного этого вида налогов в бюджет за январь-август 2013 года составляет 1 млрд 672 млн тенге.
Заводское руководство считает, что капитальный ремонт никаким образом не повлиял на зарплату работников и социальные программы. Но ведь известно, что зарплата заводчан зависит от объемов переработанной нефти. По официальным данным за 8 месяцев 2013 года АНПЗ переработал 2 млн 873,6 тыс. тонн нефти, а за аналогичный период 2012 года – 3 млн 10,2 тыс. тонн. Разница, равная 137 тыс. тонн – это объем работы завода на две недели. Так что всё равно придётся навёрстывать.
Мурат СУЛТАНГАЛИЕВ