На негласной «скоростной» дороге по Алиева начали устанавливать лежачие полицейские перед пешеходными переходами.
Скорбное место
31 августа появились первые два: на пешеходном переходе на односторонней дороге по направлению в сторону моста, где 9 августа погиб ребёнок, и на симметричной ему зебре на соседней дороге с противоположным движением. Вынужденное замедление перед этим препятствием потока вечно спешащих машин показалось мне, практически очевидцу той трагедии, данью скорби водил по безвременно погибшему мальчишке. Это самая краткая дорога от моего дома до офиса, но в последнее время я предпочитаю ездить на работу более длинным путём. Но это не всегда спасает: короткой простынки не хватило, чтобы накрыть тело мальчика полностью, и его неприкрытые голые ноги в кроссовках преследуют меня до сих пор, внушая не только понятную каждому жалость к безвинному дитю, но и необъяснимое чувство вины. Мне, совершенно постороннему человеку. Каково его семье, страшно и представить. Что делать, чтобы это горе не приходилось переживать родным детей, молодых и стариков, гибнущих на дорогах государства, которое стоит на пороге вступления в ВТО, готовится к ЭКСПО и в ожидании других грандиозных свершений?
По статистике, предоставленной УДП области по редакционному запросу, за 7 месяцев текущего года в 278 ДТП погибли 63 и получили ранения 350 человек. За время ожидания статданных, если считать только по следам наших публикаций о смертельных ДТП, количество смертей успело перешагнуть за 70… Судя по некоторым мероприятиям, предпринятым в последнее время дорожной полицией, смертельная статистика заботит не только наших читателей на сайте, обильно комментирующих каждую новую публикацию на эту тему.
– Кроме названного вами участка, лежачие полицейские в самые ближайшие дни будут установлены ещё в трёх местах, – сообщил по телефону и. о. начальника УДП области Мырзалы УТЕГАЛИЕВ.
Как выяснилось, дорожная полиция обеспокоилась ростом смертельных ДТП на Алиева, поэтому полицейские попросили изыскать возможность установки искусственных препятствий ТОО «Атыраудорзнак». Те охотно пошли навстречу и, можно сказать, по сусекам наскребли.
Светофоры, лежачие полицейские
По той же статистике, самые плачевные показатели, как по человеческим жертвам, так и по ДТП с незначительным ущербом – именно на Алиева, самой скоростной в городе дороге. Поэтому лежачие полицейские и предупреждающие об их появлении знаки и знаки об ограничении скорости будут установлены на спусках по обе стороны от моста по Алиева, перед пешеходными переходами на пересечениях Алиева – Тайманова, Алиева – Молдагуловой, Алиева – Курмангазы.
На улучшение ситуации дорожные полицейские также рассчитывают после установки давно ожидаемых как ими, так и населением светофоров. До конца года по городу будет установлено 18 светофоров на таких перекрестках, как:
балыкшинский мост – Жумыскер;
аэропортовая трасса – Жеты Казына;
Сатпаева – Ерниязова (Дом быта);
Тайманова – Гагарина;
Ерниязова – Кулманова;
Ауэзова – 8 Марта;
Азаттык – Молдагалиева;
Досмухамбетова – Курмангазы;
Курмангазы – Луговая (рынок «Мерей»);
Баймуханова – Сатыбалдиева (вокзал);
Баймуханова – Бергалиева (рынок «Мурагер»);
Ауэзова – Муканова (стадион в Жилгородке);
Сырыма Датова – Канцева;
Сырыма Датова – Элеваторный;
Молдагуловой – Макатаева;
Бергалиева – Еркинова;
Еркинова – Амандосова («Арбат» в Привокзальном);
Луговая – Владимирского (поворот на парк Победы).
По неподтверждённым пока данным, городские власти тоже не остались в стороне. Ожидается тендер на установку 1 000 погонных метров лежачих полицейских на особо опасных участках у школ, садиков, вузов. А также на внутренних улочках новых и не очень микрорайонов, девственно чистых пока от всяческих примет дорожной разметки. Надо заметить, в утверждённом на нынешний год бюджете денег на это мероприятие не подразумевалось. Но, видимо, новости с наших дорог удручают не только обывателей. При средней стоимости в 22-25 тысяч тенге за погонный метр искусственного препятствия приемлемого качества (есть варианты и по 70 тысяч тенге) – это 22-25 млн тенге. Если город найдёт эти деньги, это будет повод сказать «жарайсын, Жаке!» (или Саке, а может, и Баке). Средняя ширина дорожного полотна в городе 6 м, таким образом, 1 000 погонных метров хватит на то, чтобы уложить 166 «полицейских».
На центральных улицах «полицейских» не кладут – президентский кортеж не может притормаживать. Ещё один пока слух – предстоящее обновление асфальтового покрытия главных дорог города: по проспектам Азаттык, Сатпаева и улице Махамбета.
Кто это остановит?
Особенно тяжёлая обстановка сложилась на трассах республиканского значения: из 63 выше упомянутых смертей 57 приходится на междугородние и межгосударственные дороги.
– На трассе Атырау – Индер до 37 километра (перекресток Сарайшык) с 24 мая мы ввели ограничение скорости со 110 разрешенных прежде до 90 км/час, – говорит Утегалиев. – Именно на этом участке происходило самое большое количество ДТП на нашей части трассы. Так же за счёт города мы усилили патрулирование на четырёх трассах из города Атырау: если раньше их контролировали 16 машин, то сейчас к районным машинам мы добавили свои 8.
Главный дорожный полицейский критически отнесся к высказанным мною сомнениям, что эти меры как-то изменили сводки с дорог:
– Почему же, вы ошибаетесь, мы же отслеживаем. По сравнению с данными прошлого года за то же время статистика имеет тенденцию к уменьшению.
Представляете, могло быть хуже. Но сдаётся всё же мне, что как бы оптимистично ни были настроены наши дорожные полицейские, эти меры едва ли вылечат от настоящей фобии перед трассами меня и сограждан. Не хватает масштаба, причём республиканского, правительственного даже. Но наверху реакция пока не то чтобы вялая, её нет. А может, я не одна такая впечатлительная, и государственные мужи тоже при виде одной только заставки блока происшествий хватаются за пульт, чтобы переключиться на Ti-Ji. А может, им просто всё равно.
Зульфия БАЙНЕКЕЕВА
Фото Каната ЕЛЕУОВА