Атырау, 20 апреля 21:03
 ясноВ Атырау +20
$ 446.49
€ 475.38
₽ 4.79

Хорошего репетитора выстрадать надо

5 369 просмотров
Хорошего репетитора выстрадать надо (Окончание. Начало в №41)
Насколько востребованы репетиторы можно понять, попытавшись дозвониться до них в течение дня. Даже в воскресенье они освобождаются не ранее 9 часов вечера. Поистине, самая насущная жажда – жажда знаний. Особенно популярны репетиторы английского языка и математики.
ГРАМОТНЫЕ МНОГО ЧИТАЮТ
Репетиторы по русскому языку не столь востребованы, и дело тут вероятнее всего в том, что в школах ещё остались хорошие кадры, что позволяет учащимся внятно освоить программу в стенах учебного заведения. Не особо изменилась и программа обучения. Несколько сместились акценты, была подкорректирована раскладка часов по темам, но в целом объем общих знаний остался прежним. Хотя много пробелов у атырауских учащихся и в русском языке, особенно часто «хромает» пунктуация.
Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы с более чем 20-летим стажем, последние несколько лет занимается репетиторством, в том числе и подготовкой к ЕНТ. Но свою задачу видит не только в «натаскивании» ученика в пределах вопросов тестирования, а в его общей грамотности. За свою многолетнюю практику она сталкивалась с несколькими распространенными типами учащихся. У одних очень неплохая база знаний и небольшие пробелы по некоторым темам, которые легко восполнить при условии прилежания ученика. Вторые хорошо помнят правила, вообще отличаются прилежанием и неплохо занимаются по другим предметам, но при этом упорно делают ошибки по русскому языку. Причем ошибки не только в письменных текстах - они неграмотно, «не по-русски» строят предложения. У третьих напрочь отсутствует знание правил, но они интуитивно чувствуют язык, грамотно строят речь и пишут без ошибок, правильно расставляя знаки препинания в сложнейших предложениях. Это люди с так называемой «врождённой грамотностью». Опытные учителя знают, как добиться этого эффекта: нужно много читать грамотно написанные тексты, книги, журналы. Знакомясь с ними, человек не только усваивает содержание текста, но и на подсознательном уровне получает информацию о структуре языка.
Неумение же человека использовать знакомые правила объясняется тем, что они (правила) перегружены избыточной информацией. К примеру, чтобы правильно написать одно причастие, он должен вспомнить правило, которое отсылает его к нескольким определениям – что такое причастие, каких форм оно бывает, от глаголов каких форм образуется и т.д. Сразу же «идентифицировать» слово такой ученик не может. Этим ученикам необходим постоянный контроль, который дает отличные результаты. К примеру, ребенок хорошо запомнил правило, отлично отвечает на вопросы, ему всё ясно. Стоит немного отойти от темы и вернуться к ней через 5 минут, задав ребенку аналогичный пример, он теряется. А ежедневная отработка, скучный, но весьма необходимый труд доводит процесс до автоматизма. Повзрослев, школьник, может, уже не будет помнить само правило, но пути решения задачи или написания того или иного слова «застрянут» в подкорке.
«Увы, тестирование не позволяет объективно оценить уровень знаний учащихся. Оттого, наверное, дети иногда психологически теряются на ЕНТ. Я советую своим ученикам, если они не помнят точного ответа, идти от противного: этот вариант не подходит стопроцентно, этот маловероятен, значит более правильным нужно считать третий ответ. Срабатывает», - делится Ирина Владимировна.
ПОПУГАЙ, ГОВОРЯЩИЙ НА INGLISH
Если к другим предметникам обращаются в большинстве случаев отстающие ученики, или же готовящиеся к экзаменам выпускники, то с английским языком ситуация несколько иная. И дело не только в остром дефиците школьных преподавателей. У репетитора по английскому языку можно встретить как «подтягивающего» язык троечника из обычного класса, так и отличника языковой спецшколы, стремящегося расширить свои знания до уровня, позволяющего участвовать в международных обучающих программах. «Сегодня английский изучают в некоторых садиках. Ко мне приводят 5-летних детишек, которые уже умеют вести счет на английском, знают названия цветов, названия животных, могут в нескольких предложениях рассказать о себе», - рассказывает преподаватель Алина. Столь юный возраст своих учеников Алина не считает препятствием к обучению, скорее, наоборот. Маленьким детям, которым родители еще не успели надоесть внушениями, что «английский – это надо, пригодиться в жизни» - легко привить мысль, что учить язык весело, а знать его круто, можно потом путешествовать по всему миру и даже помогать родителям в роли переводчика. Подобное разъяснение очень льстит малышам.
Конечно, занятия с дошкольниками и младшими школьниками отличаются от работы с более старшими. Уроки проводятся в игровой форме, к занятиям привлекаются игрушки – мишки, собачки, зайчики, попугайчики, которые ходят друг другу в гости, здороваются, представляются, рассказывают о себе, прощаются. Многие вещи – местоимения, названия частей тела, цифры - для лучшего запоминания подаются детям в виде считалочек или разминочек. За одно занятие (45 или 60 минут, в зависимости от возраста ребенка) Алина успевает сменить несколько видов работы и педагогических приемов: проверка домашнего задания, подача нового материала, который сопровождается рисованием, пением и даже танцами, затем зарядка со считалкой, потом идет закрепление и в конце занятия просмотр учебного видеофильм «Muzzy», который помогает детям запомнить новые слова.
ЭЙНШТЕЙНОМ МОЖЕШЬ ТЫ НЕ БЫТЬ, А ВОТ ПОДХОД НАЙТИ – ОБЯЗАН
Школьники постарше относятся к необходимости изучения иностранного языка более осознанно, но и тут необходима своя система. «Порой родители жалуются, что ребенок вроде прилежный, учит язык, но у него не получается. В таких случаях вероятнее всего ученику нужно подобрать правильную методику. Школьному учителю искать подход к каждому из 30 учеников в классе просто физически некогда, а вот репетитор обязан», - считает Алина. У одного ребенка фотографическая память, ему лучше работать с тестами и видеоматериалами, другой запоминает ассоциациями, третий всё воспринимает все на слух, четвертому легче разложить материал по табличкам. Занятия с репетитором выгодно отличаются и тем, что учащемуся не приходится подстраиваться под других слушателей.
По мнению Алины, групповые занятия не так эффективны, как индивидуальные. «Если группа, то максимум два ученика. Даже в этой паре один обязательно будет шустрее, другой спокойнее, одному придется ждать, а другому все время догонять товарища, что создает дискомфорт для обоих. Подобрать же пару равных по знаниям и темпераменту учеников задача практически невыполнимая – у всех занятия в разное время, и дети - разного возраста».
МАТЕМАТИКА И ФИЗИКА
Хороших преподавателей математики и физики в школе осталось совсем не много, считает опытный репетитор Татьяна Ивановна. Часто причиной неуспеваемости является не неспособность ребенка к предмету обучения, а стресс, вызванный общением со школьными учителями и образовательной системой вообще. Образование, как любая система, бюрократично и может «переварить» всякого, дети чувствуют страх перед этой «машиной», неуверенность в собственных способностях, и как следствие - отвращение к занятиям. При правильной подаче материала физика и математика должны просто «ложиться» в голову ученика стройными рядами формул и теорем, а вместо этого у нынешних школьников в голове хаос и неразбериха. Во многом этому способствуют и современные учебники, которые подчас содержат абсолютно ненужные ребенку сложнейшие понятия из высшей математики, но при этом могут не давать понятия об элементарных вещах. А они необходимы в первую очередь. «Точные науки тем и отличаются от гуманитарных, что в математике или физике, чтобы решить задачу нужно знать путь решения, то есть формулу. Если речь человек может построить на языковом чутье, и ему не обязательно знать правило, чтобы написать слово, то умение решать по-настоящему сложные задачи базируется на способности разглядеть в её условии возможность применения формул, причем разных. Нужен ключ, и этим ключом является постоянное накопление знаний», - уверена Татьяна Ивановна.
Полноценное усвоение материала процесс долгий. Однако ощутимое улучшение успеваемости опытные репетиторы обещают уже после нескольких первых занятий, на которых преподаватель систематизирует знания ученика, нащупывает и восполняет пробелы. С удивлением ученик узнает, что оказывается, объем материала не настолько велик, как казалось, что математика представляет собой логичную стройную систему, а не хаос непонятных правил и что при грамотном объяснении новый материал можно понять с первого раза. Именно после такой работы и появляется у ученика уверенность в своих силах, исчезает страх, ибо страшнее всего непонятное. Поэтому занятия с хорошим репетитором способствуют максимальному раскрытию способностей каждого ученика.
Именно поэтому репетиторы не просто помогают учащимся усваивать школьную программу, но и стараются научить человека работать самостоятельно. Например, путем домашнего задания. Да-да, репетиторы тоже задают своим ученикам домашнюю работу. Делается это для закрепления знаний, ведь многим знакома ситуация – рядом с учителем вроде все понятно, а придешь домой, откроешь книгу и вновь перед глазами темный лес. Самостоятельное выполнение домашних заданий тренирует способность извлекать из глубин памяти нужную информацию, позволяет оценить, насколько хорошо усвоен материал и преодолеть страх перед новыми задачами. В результате многократного применения на практике запоминаются формулы и приемы решения задач, происходит «погружение в предмет». Одним словом, пословица «Повторенье - мать ученья» справедлива по отношению к любым наукам.
Зульфия ИСКАЛИЕВА
16 октября 2008, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz