Чудовищная цифра: с начала года в ДТП в Атырауской области погибли 70 человек, ранены более 300 человек. Эта тема обсуждалась на заседании координационного совета областной прокуратуры.
Эх, дороги!
По словам заместителя прокурора области Серика ШАЛАБАЕВА, самые страшные аварии со смертельным исходом происходят в основном на автодорогах республиканского значения. На территории области протяженность дорог составляет 3 572,8 км, из которых 1 762 км – местного значения и 990 км – республиканского. Дороги республиканского значения были построены еще в советские времена в соответствии со старыми нормативами нагрузок. Больше всего ДТП с начала года произошло на трассе Актобе – Атырау – Астрахань, капитальный ремонт которой не проводился более 25 лет, причина большинства аварий – именно плохое дорожное покрытие.
– Я выезжал недавно в сторону Курмангазы – это же позор какой-то, а не дорога. Небольшой участок нам пришлось преодолевать в течение 4 часов, а ночью там ездить вообще невозможно, – отметил прокурор области Галымжан ТОГЫЗБАЕВ.
Вместе с тем прокуратура отмечает ряд нарушений при исполнении административного законодательства сотрудниками дорожной полиции. В прошлом году судами области было отменено 107 постановлений дорожной полиции о привлечении граждан к административной ответственности – в связи с отсутствием состава правонарушения, возвращено 53 неправильно оформленных дела, 24 инспектора УДП привлечены к дисциплинарной ответственности.
Дайте место пешеходу
Почти половина ДТП связана с наездами на пешеходов, на долю которых пришлась четверть всех погибших. Это неудивительно, учитывая, что в жилых массивах, около школ и в других местах дороги прокладывают без учёта тротуара. В результате пешеходы вынуждены передвигаться по проезжей части улицы. Согласно сведениям ЖКХ, работы по установлению пешеходных тротуаров в 2013 году бюджетом не предусмотрены. Нет тротуаров на улицах Валиханова, Амандосова, Сатыбалдиева, Еркинова, Баймуханова, Бергалиева, Датова, Худина, Шарипова, Алипова, Аманшина, Майлина и др. Дорожная разметка наносится в основном на центральных улицах, на окраинах города её нет. Дорожная полиция по результатам проверок постоянно направляет в ЖКХ предписания о восстановлении и замене дорожных знаков, о строительстве тротуаров, но безрезультатно. Отсутствие дорожных знаков «Уступи дорогу» на перекрестках вводит в заблуждение водителей, за полгода это привело к 13 ДТП. В настоящее время требуется установка 1 200 дорожных знаков приоритета в мкр. Жумыскер, Жумыскер-2, Геолог-2, Балыкши, Курсай, Томарлы, Нурсая, СМП и др.
В августе 2009 года в Атырау были введены в эксплуатацию семь стационарных скоростемеров. Через два года они пришли в негодность, а отремонтированы были только в конце прошлого года. Скоростемеры в Геологе и Жумыскере буквально через месяц снова вышли из строя, а ещё один прибор в районе ТРЦ «Тамаша» по техническим причинам работает с перебоями. Проблема в том, что договор на обслуживание заключен с иногородними специалистами, и потому их ремонт постоянно затягивается.
Порочный круг безответственности
По словам и. о. начальника УДП ДВД Мырзалы УТЕГАЛИЕВА, за полгода было выявлено более 30 тысяч нарушений ПДД, в т. ч. 1 343 случая управления в нетрезвом виде, 3 897 нарушений скоростного режима, 208 случаев выезда на встречную полосу, 628 проездов на запрещающий сигнал светофора и др. 2 644 водителя ездили без прав. На 26 813 человек было наложено штрафов на общую сумму 258 млн тенге, 1 782 человека лишены водительских прав.
Из бюджета выделены средства на приобретение 1 900 дорожных знаков для г. Атырау. Решается вопрос о финансировании 1 200 погонных метров искусственных неровностей возле школ, детских садов и на наиболее оживленных участках улиц. Кроме того, в ближайшее время ожидается установка трёх светофоров: на пересечении ул. Датова – Элеваторная, Атырау – Аэропорт – Жеты казына и Сатпаева – Владимирского. Ещё 15 светофоров будут установлены до конца года.
В нашем регионе наиболее аварийно-опасными участками являются трассы Атырау – Уральск и Атырау – Астрахань. Изучив места ДТП, дорожники установили на этих трассах знаки ограничения скорости, выставлено дополнительно 8 патрульных маршрутов. По мнению дорожных полицейских, причин повышения аварийности и смертности на дорогах много. В первую очередь это отсутствие дисциплины: водители нарушают скоростной режим, пешеходы переходят дорогу, где им вздумается. Медики не всегда своевременно и в полном объёме оказывают первую помощь пострадавшим, особенно на отдаленных участках республиканских трасс. Нередко причиной аварий на загородных трассах становится пасущийся без присмотра скот. А главное, организация дорожного движения не соответствует современным условиям. За последние десять лет число автотранспортных единиц в области выросло в два раза – с 50 до 100 тысяч, при этом развитие улично-дорожной сети явно отстает от темпов роста автопарка. Параметры большинства дорог не соответствуют возросшей интенсивности движения, это тоже причина ДТП с тяжёлыми последствиями.
Дорожные полицейские предлагают использовать мировой опыт: разделять конфликтные пешеходные и транспортные потоки во времени и в пространстве. То есть строить надземные и подземные пешеходные переходы, барьерные и направляющие ограждения, ограничивать скорость движения в зависимости от интенсивности скопления людей в определенное время.
Зульфия ИСКАЛИЕВА