Атырау, 17 мая 11:22
 будет пасмурноВ Атырау +18
$ 441.58
€ 480.00
₽ 4.86

Без будущего

8 586 просмотров

На этот раз свою поездку в Исатайский район я решила начать с посещения отдалённых от райцентра поселений.

– Можно поехать в Кызыл уй, – предложил кто-то.

– Там я уже бывала, есть ли другие отдалённые населённые пункты?

И тогда местные таксисты посоветовали побывать в ауле Есиркеп. Подробно объяснили, как туда добраться. Вскоре мы ехали к аулу по ухабистой степной дороге.

Мы проехали по объездной дороге километров десять и, не доезжая до ничем не приметного аула, встретили на своём пути пасущийся скот. Это были отары откормленных, нагулявших жир за лето овец, стадо верблюдов, несколько десятков лошадей с жеребятами. Пастуха или табунщика мы поблизости не заметили.

Остановились у крайнего дома. Навстречу нам вышел мужчина средних лет и, расспросив о цели нашего приезда, пригласил в дом.

Хозяйка дома Кайша КАБИЕВА несказанно обрадовалась нашему приезду:

Кайша КАБИЕВАКайша КАБИЕВА– В кои-то веки на журналистов посмотрю. А то ведь наш богом забытый аул никто своим вниманием не жалует. Депутаты показываются только перед выборами, акимы только разок после вступления в должность, а потом поминай как звали. Да и нет особой нужды в них, всё равно наши просьбы они не услышат, что толку переливать из пустого в порожнее?

– Как вы тут живёте?

– Ближайший канал к июлю стал высыхать. Мы обратились в акимат, там помогли наполнить его водой. Спасибо. Ведь именно ради скота мы и живём здесь. Раньше здесь была ферма, клуб, библиотека, магазин, школа, медпункт, сейчас ничего этого нет. За пенсией приходится ездить в Аккистау. Дети помогают, привозят продукты. Живут тут в основном люди преклонного возраста, не больше 10 домов. Нам ничего не нужно от государства – есть электричество, и слава богу. Своих сенокосных земель у нас нет, поэтому сено покупаем у заготовителей Курмангазинского района. Уже успели запастись в достаточном количестве и топливом на зиму – кизяком. В какой бы вы дом ни заглянули, везде вам скажут одно и то же: у всех одинаковый распорядок дня –до пяти вечера отдыхаем, а затем, попив чаю, занимаемся вернувшимся с пастбища скотом.

Пообщались мы и с другими жителями аула. Сгорбившаяся старушка при виде нас не могла скрыть своей радости.

– Со мной живёт сын, он инвалид. Остальные дети живут в Аккистау. В субботу все они приезжают сюда, помогают по хозяйству, – рассказывает Бигайша АЛИПОВА (на снимке).

Не трудно вам здесь жить?

Бигайша АЛИПОВА Бигайша АЛИПОВА – Что и говорить, нелегко! Но я здесь живу уже 40 лет и не могу оставить родной аул. Оказывается, в преклонном возрасте так трудно менять место жительства. Со мной моя бурёнка, которая даёт отменное молоко. Если силы покинут меня, дети, конечно, заберут к себе. А пока я буду чувствовать себя хорошо, буду жить здесь.

78-летняя Райхан ГИНАЯТОВА очень плохо видит. Здесь она совершенно одна, дети живут отдельно со своими семьями.

– Они зовут к себе, но как я могу оставить этот дом, где мы с мужем провели столько счастливых лет?! Дети обижаются, но не могу я по-другому: если здорова, дою коров сама, а захвораю – помогают соседи, – говорит Райхан аже.

В ауле стоит безмолвная тишина. Мы подошли к женщине, которая набирала воду из колодца.

Аким Аккистауского сельского округа Мутиголла НАСИХАНОВ:
Зимовки Есиркеп и Шыныбек относятся к селу Аккистау. У этих крохотных аулов нет никакого будущего. К примеру, в семи домах на зимовке Есиркеп живут всего 46 человек.Многие из них заняты ведением своего личного хозяйства.В должности акима я несколько дней, поэтомуне могу рассказать обо всём более подробно. В ближайшее время собираюсь побывать на зимовках, чтобы затем уже решать, что делать с этими аулами в будущем.

– Питьевую воду нам привозят из Аккистау. Вода очень дорогая, три тонны обходятся в 4-5 тысяч тенге, а в ненастные дни цена подскакивает и до 6 тысяч. И на сено цены высокие. Аул пустеет с каждым днём. Соседи, жившие рядом, перебрались в Аккистау, пустует и крайний дом. Трое моих детей в поисках работы подались в город. Как удержишь молодёжь там, где нет будущего? Если бы нам удалось найти подходящее жильё, мы бы тоже уехали отсюда. А старики остаются здесь лишь потому, что тяжело им покинуть родные насиженные места, – говорит Айгуль ЖАЗЫКБАЕВА.

Ляззат КАРАЖАНОВА

22 августа 2013, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz