Тихо и незаметно прошёл в Атырау День Каспия, посвящённый 10-летию подписания Тегеранской конвенции между прикаспийскими государствами. Год назад в канун этой даты мы констатировали, что к началу добычи на Кашагане в плане обеспечения экологической безопасности ничего не готово. Что изменилось за этот год? А ничего.
Год назад глава МЧС РК Владимир БОЖКО констатировал, что его ведомство неоднократно ставило перед правительством вопрос о создании инженерного центра и даже подготовило ТЭО. Но только в марте 2013-го (напомним, с октября этого года затраты консорциума NCOC на проект уже не будут возмещаться) правительство приняло решение отдать Северо-Каспийскую базу реагирования на нефтяные разливы (СКЭБР), находящуюся на балансе дочерней компании «КазМунайГаза» ТОО «Тениз Сервис» – в МЧС РК.
Однако это решение вдруг снова застопорилось в кабинетах (см. «Страсти по базе»), а сам Божко на масштабные и, видимо, последние перед началом добычи учения Кашаган-2013 не приехал – хотя дата учений дважды переносилась ради его личного присутствия (см. «Генеральная репетиция»). Заменявший шефа вице-министр МЧС Жанболат СМАИЛОВ о судьбе базы не обмолвился ни словом.
В итоге на недавнем экологическом форуме, проходившем в Актау 9-12 августа и приуроченном к Дню Каспия (в отличие от Атырау, там праздник отмечался широко), зампредседателя Комитета по контролю за промышленной безопасностью МЧС РК Даулет БАПЫ заявил, что в рамках передачи СКЭБР их ведомству оно запросило в министерстве экономики на строительство инфраструктуры и приобретение оборудования для реагирования на разливы нефти 4 млрд 782 млн тенге. Учитывая, что парламент утверждает бюджет в феврале, скорее всего добыча нефти в октябре начнётся без участия СКЭБР. Может, поэтому Божко, не привыкший бросаться словами, и не приехал на учения.
На том же форуме директор по внешним связям НКОК Пьер ДЕЛЬПОН, касаясь темы разливов 3-го уровня, напомнил о членстве консорциума в международных организациях. В частности, по его словам, членство в организации Oil Spill Response Limited обеспечивает «круглосуточное гарантированное и оперативное реагирование на нештатные ситуации». Он также упомянул о глобальной сети поддержки по ликвидации разливов нефти группы Шелл (группа Азия – Россия – Австралия). Видимо, на реальную помощь казахстанских властей в случае разлива в консорциуме не рассчитывают.
Там же и. о. председателя Комитета рыбного хозяйства Министерства охраны окружающей среды РК Хаирбек МУСАБАЕВ сообщил о других «пожарных» мерах накануне добычи нефти. Так, для мониторинга на Каспии приобретено специализированное научное судно, оснащённое современными приборами и химической лабораторией. Совместно с финскими специалистами начата установка в акватории приборов по получению в онлайн-режиме данных о загрязнении моря, в том числе нефтью.
– К концу года(читай, когда добыча нефти уже начнется.– Л. С.)планируется установить первые три буйковые станции, – сообщил Х. Мусабаев.
И наконец, было заявлено о разработке совместно со специалистами всех прикаспийских государств и международными консультантами первой версии Каспийской информационной системы. Её внедрение позволит создать комплексную базу экологических данных по всей акватории Каспийского моря. Всё это радует. Но не поздновато ли?
Лаура СУЛЕЙМЕНОВА