Коллаж Саши ДЕНИСОВАВышедший в мае этого года материал «По следам Керенского пошли атырауские «цари и боги» наглядно показал, что добропорядочным гражданам далеко не всегда удается изгнать из подъезда сутенёров, обосновавших в квартире предприятие интимных услуг. Особенно, если тех «крышуют» полицейские. Теперь, возможно, у них появился шанс защитить покой в подъезде. В июле президент страны подписал Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам противодействия торговле людьми», предусматривающий, в числе прочего, административную ответственность владельцев, сдающих квартиры в аренду для организации в них секс-бизнеса. Кстати, Закон уже вступил в силу.
ИЗГНАНИЕ С ТЕЛЬМАНА
Между прочим, по словам жительницы упомянутого подъезда на ул. Тельмана, после той ночи, когда жильцы застали в притоне сотрудников полиции, постыдно бежавших с места происшествия в женской одежде и позже уволенных с работы, во дворе наступило лишь кратковременное затишье.
– На некоторое время вернулась давно забытая идиллия: во дворе вновь зазвучал детский смех, родители стали гулять с грудными детьми в колясках (раньше они уходили со двора). Но спустя две недели всё вернулось на круги своя: и снова пришлось написать заявление в полицию, выяснять отношения с хозяйкой квартиры. И вроде затихло. Боюсь, что опять до поры, до времени. Хорошо, что появился такой закон, а то, столкнувшись с таким откровенным беспределом, в том числе со стороны стражей порядка, просто опускаются руки, – говорят жители дома.
ЧТО ГРОЗИТ ХОЗЯИНУ КВАРТИРЫ
Итак, согласно новой статье в Кодексе об административных правонарушениях, «предоставление помещений заведомо для занятия проституцией или сводничеством» наказывается штрафами: в размере 100 МРП (1 МРП– 1 731 тенге) – для физических лиц, 200 МРП – для должностных лиц, 300 МРП – для ИП (индивидуальных предпринимателей) и для юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего бизнеса. Для крупного предпринимательства (видимо, речь идёт о гостиницах. – Л. С.) – 1 000 МРП с приостановлением деятельности или отдельных её видов на шесть месяцев.
То же действие, совершённое повторно в течение года после наложения административного взыскания, влечёт штраф: для физлиц в размере 200 МРП, для должностных лиц – 300 МРП, для ИП и юрлиц, субъектов МСБ – 400 МРП, для крупного предпринимательства – в размере 2 000 МРП с запрещением их деятельности или отдельных видов деятельности на срок до трёх лет с конфискацией доходов, полученных вследствие совершения административного правонарушения, гласит Закон.
Кроме того, ужесточается наказание тех, кто вовлекает людей в проституцию. Для них предусмотрены штрафы в размере до 3 000 МРП. Вводится дополнительное наказание в виде конфискации всего «нажитого непосильным трудом». В действующей редакции статьи 270 УК за аналогичное преступление предусмотрены штрафы от 200 до500 МРП.
Аналогичная штрафная кара (3 000 МРП) с конфискацией доходов ждёт организаторов и содержателей притонов для занятия проституцией и сводников. В действующем варианте УК на них налагаются штрафы от 500 до1000 МРП.
СОСЕДИ ОБЯЗАТЕЛЬНО НАСТУЧАТ
Вопрос: если в случае с организаторами притонов собрать доказательную базу для полицейских не составляет труда, то как быть с арендодателями частных квартир или с собственниками гостиниц, которые вполне резонно могут возразить, что, сдавая квартиру в аренду (или гостиничный номер), они не имели представления, в каких целях её использовали арендаторы (клиенты)?
Начальник управления по борьбе с организованной преступностью областного ДВД Абильсеит АМИРОВ признаётся, что в отношении данного пункта им самим ещё многое не ясно и что по новой статье они ещё не работали.
– Возможно, что основанием для доказательства послужит заявление от соседей, – предположил Амиров. – Попробуем этот вариант. В любом случае решение о наложении штрафов будет принимать административный суд. Думаю, что хорошо, что принят такой закон. Во всяком случае, люди, сдающие квартиры, станут избирательнее относиться к арендаторам.
– В истории на улице Тельмана жители подъезда неоднократно писали заявления в полицию. Но полиция так и не отреагировала. Почему? Тогда не было вышеупомянутой статьи?
– К нам их заявления не поступали, хотя девушки, фигурировавшие в этой квартире, состоят у нас на учёте.
– А сколько их у вас на учёте? Надо же знать масштабы проблемы. Практически все притоны устраиваются на съемных квартирах...
– Я думаю, не стоит озвучивать, потому что они не постоянно находятся в Атырау, то приезжают, то уезжают. Есть же еще и районы.
– Меня смущают наши двойные стандарты. Вот смотрите, наказывают сутенеров, организаторов притонов, теперь еще будут штрафовать собственников квартир, но – только не самих проституток. Единственное, что вы делаете, это ставите их на учёт?
– Да, это так. Но я читал в прессе, что в новую версию Кодекса планируется ввести наказание и за занятие проституцией.
БИЗНЕС ПОСТРАДАЕТ
С вопросом как отразится принятие нового закона на предпринимателях, мы обратились к директору областного Союза предпринимателей и работодателей Нине ТЕМИРБАЕВОЙ:
– Конечно, моральный аспект здесь важен. Но с другой стороны, предприниматели тоже разные: у кого-то несколько квартир, которые он сдает на длительный срок и не контролирует, чем там занимаются квартиранты. А есть те, в том числе пенсионеры, для которых доходы от аренды второй квартиры – единственный источник, скажем, для погашения кредита на основное жилье. Этим людям остается посоветовать поддерживать тесную связь с соседями и с участковым инспектором. Что касается нашей позиции, то аренда квартир – это тоже бизнес, и этот закон, несомненно, ущемит права предпринимателей.
ВЫ ХОТЕЛИ ТАКОЙ ЗАКОН?
И, наконец, думаю, любопытными покажутся нашим читателям результаты опроса на сайте «АЖ», опубликованные в мае с. г., после выхода упомянутой статьи о переодетых полицейских и сутенёрше.
На наш вопрос «Как показывает практика, применять против проституции карательные меры или замалчивать эту проблему – дело бесполезное, даже в Исламской Республике Иран насчитали около 300 тысяч жриц любви. Во многих странах их деятельность легализована, упорядочена ограничениями и контролируется, не доставляя лишних хлопот окружающим. Нужно ли нашим гражданам, чтобы парламент принял соответствующий закон?»
Из общего числа проголосовавших 995 человек, «за» принятие такого закона высказались 67%, «против» – 26%, «не знаю» – 6%.
Лаура СУЛЕЙМЕНОВА