Мы уже писали о том, что группа инвалидов написала 26 июля в финансовую полицию заявление на начальника городского отдела занятости и социальных программ Нурлы ХАБИЕВУ (на снимке) («АЖ» №31 от 01.08.13 г., «Глухота горсобеса»). Напомню, в тот день она сама назначила им встречу, но инвалиды по зрению и колясочники напрасно провели под дверью её кабинета более 6 часов – Хабиева так и не явилась. Финпол начал доследственную проверку.
НЕУЛОВИМАЯ ХАБИЕВА
По повестке Хабиева и главный бухгалтер отдела занятости и соцпрограмм уже посетили департамент по борьбе с экономическими и коррупционными преступлениями. 8 августа в горотдел занятости и соцпрограмм с ответным визитом наведался сотрудник финансовой полиции. Но чиновница словно испарилась. Впрочем, в который уже раз.
Более того, скоропостижно осиротели кресла и двух её бухгалтеров, в том числе и главного – аккурат в тот день обе они оказались на больничном.
Таким образом, диалог не состоялся. Судя по всему, визит сотрудника финполиции не явился секретом ни для кого, к его появлению в отделе занятости и соцпрограмм уже толпились полтора десятка инвалидов, инициировавших эту проверку и жаждавших получить ответы из первых уст.
На фоне таинственного исчезновения неуловимой чиновницы уставшие от её трюков и мистификаций люди обрушили весь свой гнев на… себе же подобную – инвалида-спинальника Яду КАБАКАНОВУ, руководителя ОО «Атырауское общество инвалидов-спинальников «Шуак». Это объединение с апреля текущего года занимается выдачей заработной платы индивидуальным помощникам инвалидов, размер которой и основания, по которым она выдаётся, и стали предметом трений между госучреждением и инвалидами. Формально именно «Шуак» задерживал с выплатой денег, сокращал часы в сданных инвалидами табелях (где указывается место, куда инвалид ходил в сопровождении помощника, и затраченное время). А что на это толкнуло «Шуак», по факту выяснить было не у кого – все финансово ответственные лица «очной ставки» снова благополучно избежали.
СТРАСТИ ПО ТАБЕЛЮ
В первой трети августа, после вмешательства или финпола, или звезды так повернулись, но деньги за июнь на счёт «Шуака» поступили, и он начал выдавать зарплаты индивидуальным помощникам, правда, заметно снизив количество оплачиваемых часов.
Формально – опять же по вине «Шуака», но вот фактически получается, что нет. Однако доказать это Кабакановой нечем – распоряжения «стричь» табели им давались устно.
– Нам трижды пришлось выставлять акт выполненных работ и счета-фактуры, – говорит Кабаканова. – Отдел занятости и соцпрограмм каждый раз возвращал их со словами «Много, сокращайте!».
С 5,1 млн тенге сторговались до 4,6 млн тенге. Согласно представленным табелям (после настоятельной редактуры свыше), помощникам инвалидов выплатили суммы в размере от 9,9 тысячи до 34 тысяч тенге (за вычетом подоходного налога).
Тут уместно напомнить, что инвалиды давно, но безуспешно добиваются отмены подсчёта часов и предлагают ввести единую ставку для всех индивидуальных помощников, аналогично работникам на окладе. Что логично повлекло бы за собой и отмену унизительных табелей, в которых по требованию отдела занятости и соцпрограмм ещё надо проставлять печати тех мест, куда инвалид ходил в сопровождении помощника, и даже подписи. Что уже чистой воды насмешка – никаких подтверждений к своему факсимиле парикмахер или мастер по ремонту обуви приложить не может по определению, а вот навязанная инвалидам обязанность просить «черкнуть в тетрадочке» изо дня в день ранить их человеческое достоинство – может.
Между тем ещё в апреле, после серии протестов и публичных акций, на встрече с инвалидами профильных учреждений (куда Хабиева опять же должна была, но не явилась) её заместитель Катима ИСКАЛИЕВА заявила о намерениях передать эти требования в профильное министерство. И там же она сообщила, что «уже до конца текущего месяца будет решен вопрос смены табеля учёта рабочего времени на акт выполненных работ». В качестве примера она привела Алматы, где табели давно отменены, что автоматически освободило инвалидов от унизительной обязанности заполнять табель и ставить печати. Август по календарю, но все, увы, по-прежнему.
А теперь главное – по данным же департамента финансовой полиции области, в законе не существует понятия «табель» в том виде, в котором он вполне даже существует в установках отдела занятости и соцпрограмм. Также, как заявил представитель финансовой полиции в стенах учреждения, незаконно в части случаев сокращение часов в табелях. Но не во всех – тои, садака, например, в табель заносить нельзя, поскольку эти мероприятия относятся к понятию досуга, а пункт «проведение досуга, отдыха, приобретение товаров и услуг» постановлением правительства от 4 марта 2009 года исключен из действующих правил предоставления социальных услуг.
На доследственную проверку отводится до двух месяцев, по истечении которых финпол направит материалы проверки в прокуратуру. Будем надеяться, что вмешательство надзорного органа вопрос о табелях решит на деле.
НА АБОРДАЖ
Но инвалиды имеют претензии к действующему начальнику горсобеса и за предыдущие обиды, по их словам, в 2011 году выплаты странным образом съёживались и до 2000 тенге в месяц. Они не оставляют надежды найти те «концы» и добиться перерасчета. Настроены люди решительно: в ближайшее время они планируют направить жалобу на Н. Хабиеву в Дисциплинарный совет и записаться на приём к акиму города Серику АЙДАРБЕКОВУ.
…А вообще ситуация абсурдная: ненормально это противостояние по своей природе. Городской отдел занятости и соцпрограмм создан государством и содержится как обслуживающее, в числе других, интересы ограниченных в физических возможностях людей учреждение, поскольку это одна из самых уязвимых групп населения. А на деле оно превратилось в маленькое самостоятельное королевство, где заправляет всем дама с феодальными замашками…
Зульфия БАЙНЕКЕЕВА