город КульсарыНа очередном заседании регионального координационного совета (РКС) были рассмотрены заявки от предпринимателей города Кульсары в рамках Программы развития моногородов на 2012-2020 годы.
Члены РКС одобрили заявку на субсидирование проекта ИП С. А. Амандыкова, предусматривающего открытие торгового дома (продажа мебели, бытовой и оргтехники). На заёмные средства был выкуплен земельный участок с недостроенным зданием, и теперь завершается строительство. Помощь государства бизнесу заключается в том, что 10% от ставки по кредиту будет погашать государство, а предприниматель – лишь оставшиеся 2,5%.
И ещё один плюс для предпринимателей, ведущих бизнес в моногородах, – это снятие отраслевых ограничений. Напомним, Дорожная карта бизнеса-2020 предусматривает господдержку только тех проектов, которые связаны с производством товаров. Но в 12 моногородах страны будет поддерживаться любой бизнес.
Был одобрен также один из проектов ТОО «Эко-Техникс», специализирующегося на утилизации нефтяных отходов. Но второй проект этой компании, связанный с обслуживанием нефтяных компаний, РКС не поддержал. Несмотря на отмену отраслевых ограничений в моногородах, РКС в Кульсары намерен делать ставку на создание предприятий, не связанных с нефтегазовым сектором.
– А то получится, что, отдав средства на ваш проект, мы не сможем поддержать проекты в других отраслях, – сказал председатель РКС, заместитель акима области Гумар ДУЙСЕМБАЕВ.
Напомню, что в рамках программы для моногородов в Кульсары создан Центр развития предпринимательства в лице двух сотрудников Атырауского филиала «Даму», которые принимают предпринимателей в районном ЦОНе.
Нас заинтересовал вопрос, почему при таких заманчивых условиях так мало заявок от кульсаринских предпринимателей?
Директор Атырауского филиала «Даму» Ербол КАЙРАНБАЕВ считает, что всё объясняется традиционной недоверчивостью местного бизнеса. Принципиально иное мнение у него и по поводу того, каким образом помогать бизнесу.
– Первые пару лет реализации программы ДКБ в Атырау предприниматели тоже относились к ней с недоверием. Мол, с государством связываться не стоит. Тогда мы с трудом провели несколько проектов. А потом, когда предприниматели осознали свою выгоду, потянулись и другие.На сегодня по ДКБ в Атырау уже 98 проектов. Так будет и в Кульсары, – считает Ербол Кайранбаев. – По программе развития моногородов на 2012-2020 годы в Кульсары для субсидирования выделено 117 млн тенге. Это только на этот год, в следующем году сумму могут увеличить, если успешно освоим эти деньги. По грубым подсчетам, чтобы освоить эту сумму, необходимо выдать свыше одного млрд тенге кредитов. Поэтому опасения руководства области о нашей неспособности поддержать проекты, не связанные с нефтью, напрасны. Сейчас, наоборот, самое время поддерживать всех, чтобы программа заработала. А потом, если она успешно пойдет, можно думать и отбирать «важные», по мнению акимата, проекты.
Между тем, как говорят сами предприниматели, их заявки с бизнес-проектами, как и в случае с ДКБ, «режутся» в банках. Последние по сей день неохотно работают по госпрограммам, предпочитая реализовывать предпринимателям собственные продукты. Так, часть предпринимателей считает, что это связано с тем, что, в частности, по ДКБ банковские операции между государством и банками не облагаются всевозможными комиссиями, например, за организацию кредита и т. д.
Против предпринимателей моногорода Кульсары играет ещё и то обстоятельство, что здесь недостаточно развит рынок банков второго уровня, а филиалы тех, которые присутствуют, не правомочны самостоятельно принимать решения.
Есть интересный комментарий одного из читателей к аналогичной публикации: «По статистике всё хорошо, беспрецедентная поддержка. На самом деле не так. Доля участия населения очень низкая. Нужно активно обучать людей ведению собственного бизнеса, рекламировать ниши, которые нужно заполнить. У нас же одни дыры в сфере сервиса. Кто-то мне сказал, что отрасль по обработке шкур и пошиву кожаных изделий в Турции создали этнические казахи. Так чем отличаются те казахи от местных?».
Лаура СУЛЕЙМЕНОВА