Генеральный директор ТОО «АНПЗ» Кайрат УРАЗБАЕВ рассказал, почему китайская компания «Синопек Инжиниринг» сорвала сроки сдачи «под ключ» Комплекса по производству ароматических углеводородов (КПА). Напомним, стоимость проекта – 1 млрд 40 млн долларов.
СПРАВКА "АЖ":
Уразбаев Кайрат Кулымович, 1963 г. р., работает на Атырауском НПЗ около 30 лет. Прошел путь от оператора установки до главного инженера завода. 21 июня 2013 г. назначен гендиректором АНПЗ.
– Мы им (китайской стороне) передали все исходные данные, отдали все технические условия. Всё, что требовалось, мы им отдали. У них не было причин задерживать проектирование. Но проектирование задержалось на срок больше года.
– По каким причинам?
– Во-первых, у них не было опыта работы по стандартам Казахстана, наши нормативы по проектированию и строительству гораздо жестче китайских. Поэтому многие вещи им приходилось приводить в соответствие с нашими нормативными требованиями, это заняло определенное время. Второе: когда они начали проектирование КПА, мы уже приняли решение о реализации проекта КГПН (Комплекс по глубокой переработке нефти). Этот проект тоже за китайцами. Естественно, у них появилось желание некоторые вопросы объединить, например, по энергоносителям. Все пришлось делать с учетом двух проектов, чтобы потом не нести дополнительные и не нужные нагрузки. Они начали объединять два проекта, у двух проектов есть пять-шесть объектов, которые взаимосвязаны, т.е. относятся и к первому и ко второму проекту. Например, азотная станция, система подачи воды и т.д.
Что касается поздней поставки оборудования: из-за того, что проектирование завершилось поздно, заявки на поставку материалов и оборудования тоже были сделано позже – ведь номенклатура оборудования и материалов определяются именно проектом.
– А в чем проявляется жесткость казахстанских стандартов по сравнению с китайскими – можете привести примеры?
– У нас другие расстояния между оборудованием, большие противопожарные разрывы, у нас отдельные требования к изготовлению оборудования… Можно еще перечислять, но боюсь, читателю будет неинтересно.
– Откуда поставляется оборудование на строительство КПА?
– Оборудование поставляется из Китая, Европы, России. Также из Казахстана – есть определенное казахстанское содержание. Все это оборудование согласовывается с разработчиком технического проекта, которым является российский «Омскнефтехимпроект». После этого согласовывается с лицензиаром и с нами.
На сегодня почти всё оборудование в пути – это то, что недопоставлено. По первому пусковому комплексу мы практически весь объём поставок закрыли, по второму 26 единиц оборудования осталось.
– Будут ли применены штрафные санкции к китайской стороне?
– Штрафные санкции предусмотрены договором. Да, они будут применены, но условия применения штрафных санкций будут оговариваться. Китайцы уже обращаются к нам по вопросам продления сроков – сроки строительства будут продлены на 7 месяцев. Должны были сдать до Нового года, теперь – в июле 2014-го. Но проект стоит 1 млрд 40 млн, и если рассуждать реально, 7 месяцев задержки могут быть даже при строительстве пятиэтажного дома. Единственное, здесь проблема в том, что это крупный проект, к которому привязано внимание.
По штрафам может быть несколько сценариев, мы можем договориться на определенных взаимовыгодных условиях – например, чтобы они ускорили сдачу к какой-то дате, которая нас устраивает. Если к этой дате не успеют, возможно, применим максимальные штрафы, то есть варианты применения штрафных санкций будут рассматриваться дополнительно. Можно просто тупо сейчас применить все штрафные санкции. Но надо понимать, как это отразится на проекте. Поэтому создана рабочая комиссия АНПЗ с привлечением представителей АО «Самрук-Казына», «КазМунайГаза» и непосредственно нашего головного предприятия – «КазМуганайГаз – переработка и маркетинг». И буквально завтра мы начинаем официальные переговоры с китайской стороной по продлению сроков и штрафным делам.
– Контракт будет пересматриваться?
– Контракт пересматриваться не будет, он будет дополнен по срокам и ответственности сторон.
– Что в свою очередь говорит китайская сторона?
– Китайская сторона ссылается на то, что нормативная база Казахстана оказалась для них тяжеловатой, есть сложности, особенно в подготовке технической документации на обоих языках. Второе, они ссылаются на то, что они запрашивали достаточное, по их мнению, количество квот на иностранную рабочую силу, но им всё-таки дали меньше. С китайской стороны претензий к казахстанской стороне нет – в том плане, что мы их чем-то не обеспечили, или они по нашей вине сорвали график.
– Вы говорите, что у Синопек нет опыта работы у нас, и что он жалуется на жёсткие стандарты в Казахстане. Но ведь был тендер – разве наличие соответствующего опыта не одно из главных условий конкурса?
– В тендере участвовали японцы, которые имеют соответствующий опыт, но японцы запросили цену в два раза выше – более 3 млрд. Отсюда вся проблема.
– А не получится так, что скупой платит дважды?
– У нас по качеству оборудования и проектирования вопросов нет. По несоответствию какого-либо оборудования вопросов нет – мы их принимаем с привлечением независимой компании «Муди Интернешнл». Ни у нашего технадзора, ни у российского института замечаний нет. У нас единственный вопрос – по темпам строительства.
О НЕФТИ И ПОДДЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТАХ
– Департамент финансовой полиции возбудил уголовные дела по фактам незаконного оборота нефти. Эта нефть сдавалась на АНПЗ по поддельным документам. Можете прокомментировать?
– Нефтью я никогда не занимался и никого комментировать не буду. Это не из-за того, что я боюсь или ещё что-то, я не все вопросы знаю. Финпол разберётся, кто подделывал документы и как подделывал. На завод они пришли в определённом виде оформленные.
– Какой отдел на АНПЗ проверяет документы на давальческую нефть?
– Я не думаю, что по документам наши работники со стопроцентной вероятностью могли определить – подделка это или нет. Даже паспорт подделанный не определишь. И деньги подделывают. Что стоит подделать подпись с печатью? Я четко знаю одно, контроль нефти должен быть везде – и на добыче, и на транспортировке, и на переработке.
– Откуда поступает давальческая нефть на завод, с каких месторождений, регионов?
– В основном это мангышлакская нефть, есть отдельные месторождения Актюбинска. Но я не исключаю, что в вагонах-цистернах могут поставить из Кызылорды, одно время была российская нефть, сейчас её практически нет.
Месторождений очень много, но основные – это те, что в системе КМГ. Да к ним у нас вопросов нет. У нас есть вопросы по разовым поставкам, в вагонах-цистернах, по трубопроводной системе. Крупные месторождения давно работают. Вопрос в том, что появилось очень много мелких и разных месторождений. Но это, наверное, болезнь начала становления рынка.
Беседовала Сауле ТАСБУЛАТОВА
Фото Каната ЕЛЕУОВА