Нынешняя засуха сильно усложнила и без того нелёгкую жизнь сельчан. Солнце выжгло всю траву в окрестностях села Ельтай Индерского района. И жители, чтобы спасти свой скот, вынуждены были доверить его крестьянам с отдалённых пастбищ.
– В апреле мы решили отогнать свой скот чабану, занимающемуся выпасом скота сельчан на участке Елшi, – рассказывают Таскали ТЕМИРБОЛАТОВ, Мажит КУРМАШЕВ, Байжан КОНКАШЕВ, Багитжан МУБАРАКОВ. – В месяц он берёт по 1 000-1 500 тенге за выпас одной головы КРС и 400-450 тенге за овец и коз. 20 июня он сообщил нам о пропаже 19 коров и одного быка, причём пропали самые крупные и стельные. Поскольку прошёл сильный ливень, поиски скота мы начали только через четыре дня. А 1 июля мы обратились с заявлением в РОВД.
С начала года в Индерском районе на налоговый учёт встали лишь четыре скотника. По информации начальника районного налогового управления Бекболата БИСЕНБАЕВА, выявление и предоставление списка занимающихся частной трудовой деятельностью лиц входит в обязанности акимов округов, с которыми ведётся соответствующая разъяснительная работа. Но скотники упорно не желают работать на законных основаниях.
Проблема ещё в том, что владельцы скота никаких договоров с чабаном не заключали, просто ударили по рукам и регулярно платили ему за услуги.
Жена чабанарассказывает, что в тот злополучный день они пригнали скот к каналу Багырлай на водопой, а спустя три часа обнаружили, что недостаёт двух десятков коров.
– В прошлом году у некоторых сельчан с летних пастбищ пропали лошади и коровы, лично я лишился тогда двух лошадей. Сельчане некоторое время ищут пропавший скот, а потом, отчаявшись, оставляют это безнадёжное занятие, – говорит Таскали Темирболатов. – В полицию при этом никто не обращается.
Начальник РОВД Ербол УНГАРОВ сообщили, что по факту пропажи 20 голов КРС возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 175 УК РК («Кража»), а три сотрудника ежедневно занимаются поиском скота.
Ляззат КАРАЖАНОВА