Атырау, 28 ноября 18:48
 будет пасмурноВ Атырау -1
$ 499.51
€ 525.83
₽ 4.62

За место под родным солнцем

12 901 просмотр

Я попала к АБДУЛЛАЕВЫМ аккурат к столу – к главе семьи Шынгысу приехала младшая сестра с мужем и двумя детьми. Не в гости, на ПМЖ: здесь давно и брат с семьей, и родители. В Каракалпакстане осталась только сестра. Вот она – в гости. Переезжать сюда не собирается.

А зачем? Мне и там хорошо, я офтальмолог, у мужа хорошая позиция…

– Так всё-таки человек ищет, где хорошо?.. – не совсем вежливо ловлю на слове симпатичную казашку. Она смутилась и поправилась:

Я всё равно не могу переехать, муж – каракалпак, и сюда не поедет…

Но муж сидящей рядом с ней младшей сестры тоже каракалпак, и всё же принял непростое решение податься в чужую страну: тут, говорят, легче, если «крутиться».

 

ИЗ СТАМБУЛА В РК И ОБРАТНО

Вообще слово «крутиться» оказалось свойственно всем моим собеседникам: бывшим гражданам Узбекистана, Ирана, России, живущим теперь на исторической родине, назвавшей их не очень приятным на слух словом «оралманы». И только турецкоподданный казахского происхождения 26-летний Мустафа СОЙЫРГАЗ, с которым я случайно познакомилась не так давно в стамбульском кафе, признался, что так и «не раскрутился» на исторической родине и вернулся обратно в Турцию…

Незадолго до этого очень приятный молодой человек мгновенно вычислил нас в толпе и ненавязчиво помог сделать выбор в меню – мы жили не в туристической части Стамбула, здесь был нужен турецкий язык. Мы разговорились, и мне неожиданно пришлось краснеть за свой же народ перед таким же казахом, как и я!

…Откаты, разводы, распилы – это уже такая рутина для современного казахстанца, стоит ли говорить?! Но когда Мустафа в итоге с горечью бросил: «Ну вы же знаете не хуже моего, в Казахстане ты никто без денег или агашки!», крыть мне было нечем. Мустафа, похоже, знает что говорит: более чем полтора десятка лет назад его многочисленная семья почти в полном составе уехала из благополучного Стамбула к корням.

Тогда президент Нурсултан НАЗАРБАЕВ позвал этнических казахов всего мира домой, на землю предков. Это тронуло за душу многих, отсюда хлынули потоки: сейчас здесь, в Стамбуле, осталось не больше 200 семей, а было раз в 10 больше, и самый большой отток пришёлся на 90-е – начало 2000-х. Наобещал много, а по факту слова не сдержал… – говорит Мустафа.

До знакомства с ним мне показывали райончик Зейтинбурну – место компактного проживания казахов в Стамбуле.

(Примечательный факт: в начале 50-х годов турецкое правительство взяло на себя расходы по обустройству казахских политических беженцев, поначалу осевших в Индии и Пакистане – им предоставили турецкое гражданство, выделили землю, дали жильё и скот как представителям нации схожих культурных ценностей, языка и религии. З. Б.) Район считается благополучным, не самым дорогим в отношении недвижимости, но довольно комфортным для проживания. Поэтому я склонна верить Мустафе, который говорит, что жили они совсем неплохо – казахи в Стамбуле не бедствуют и сегодня.

У нас был семейный бизнес, отец принял решение продать всё и обосноваться в Казахстане. Но на родине нас не ждали. Первые годы было очень тяжело, работы для нас не было, жилья тоже. Оралманов из Алматы, например, вытеснили подальше от города, за Каскелен. Мы не раз просили отца вернуться в Турцию, но он стоял на своём: это наш дом. Сейчас там всё более или менее благополучно, у семьи цех по изготовлению пластиковых окон, у брата свой небольшой бизнес…

Но ты сейчас здесь?..

Да, буквально на днях приехал. Там я отучился, отслужил в армии, но применения себе так и не нашёл – у нас нет связей, а найти без них нормально оплачиваемую работу нереально. Мне за эти годы не удалось. И решил вернуться: здесь у меня остался один брат, жить есть где, а работу я уже нашёл – поработаю пока в магазине, буду подрабатывать переводами (Мустафа свободно говорит на казахском, русском и турецком). Жизнь здесь дешевле, а турки никого не делят: лишь бы работник был хороший. Здесь я дома.

Мне показалось, Мустафа всё же уехал не от безработицы – найти позицию продавца несложно и в Алматы, скорей, от нашего уклада, менталитета. Недоинтегрировался, говоря языком чиновников.

 

«ЗАШЛИ В ПЕРВОЕ ПОПАВШЕЕСЯ МЕСТО»

Шынгыс АБДУЛЛАЕВШынгыс АБДУЛЛАЕВУ каждой семьи – своя история. И свои причины переезда. Легко говорят о лежащей на поверхности: из патриотических чувств – красиво звучит. Но об основной говорить вслух не принято – люди бросают насиженные места чаще от неустроенности, финансовых проблем, безработицы… Если место новой дислокации окажется ещё и исторической родиной – лишний бонус. Редактор и диктор новостного блока областного телеканала, бывшая россиянка Гульмира ИЩАНОВА не скрывает: ей здесь нравится, но ехала она поначалу только на учёбу – нагашы, дядя по материнской линии, зазвал племянницу. Потом нашла работу, обосновалась, уговорила родственников. И они все вместе, воспользовавшись действовавшей тогда программой «Нурлы кош», перебрались сюда. Но родители и теперь нет-нет сомневаются: скучают по родственникам и друзьям, оставшимся в маленьком калмыцком городке Лагань со средним месячным доходом в 150 долларов. Хотя дети пристроены. Старший брат Гульмиры, переехавший с семьей в Атырау вслед за ней и родителями, даже прославился – стал в прошлом году «Учителем Казахстана». К слову, талантливый педагог и в Калмыкии не оставался незамеченным: там он стал вторым в конкурсе учителей.

Первым, сами понимаете, мог стать только этнический калмык, – говорит Гульмира.

Её тец работает завхозом в статусном баре. Кстати, история с его трудоустройством заслуживает внимания.

Его устроила мама – просто взяла отца под руку, и они зашли в первое попавшееся место, прямиком в дирекцию. Управляющий попался человечный: мама просто рассказала, кто мы, откуда, что у нас нет родни и мы чужаки в этом городе, а папе нужна работа, – рассказывает Гульмира. Там он её и получил. Брат тоже устроился сам, просто узнали, что в такой-то школе нужен учитель – приняли. Я сама фактически с улицы пришла сначала на радио, ещё когда училась на журфаке АГУ. Просто надо общаться, искать, не сидеть и ждать, крутиться, словом.

Гульмира говорит, программа по переселению помогла, но не стала ключевым фактором:

Есть – хорошо, не дали б подъёмных, мы бы всё равно переехали и сами. Землю мы купили раньше, чем нам её дали по условиям программы. Уже построили дом. Я езжу в отпуск в Лагань, но уже знаю, что туда не вернусь.

 

«МЫ – РАЗНЫЕ!»

Уже упомянутые мной Абдуллаевы родом из Нукуса – столицы автономной республики Каракалпакстан, входящей в состав Узбекистана. Большая семья прекрасно говорит на узбекском, казахском и русском. Вообще, репатриантам, во всяком случае, паре десятков из них, с которыми мне довелось пообщаться, свойственно полиязычие. (Кроме выходцев из России: они, как правило, владеют только русским, и родной начинают учить уже после переезда.) Так вот, Шынгыс и его жена Ляззат сейчас предприниматели, у них несколько строительных магазинов, была пассажирская «Газель» на городском маршруте (продали – на одной машине дохода не сделаешь), в перспективе – строительство капитальной теплицы «зима-лето». Живут с тремя детьми в выстроенном своими руками большом доме, купили новую машину. Земледелием, к моему недоумению, не занимаются: она по образованию моя коллега, но первые годы на родине дипломированный журналист работала домработницей в богатых домах. А военный юрист Шынгыс – грузчиком.

Вернуться не хотелось?

– Всяко бывало, особенно первые годы. Но через это проходят все переселенцы. Тем более мы застали «Нурлы кош» – и подъёмные получили (около 1 000 долларов на каждого, куда включены расходы на перевозку имущества, поиск первичного жилья), и гражданство быстро получили, и земельный участок. Там нас тоже уже ничего не держало – меня и ещё двух-трёх казахов с престижной в тех краях работы в военкомате втихую «выжили»: сократили наши штатные единицы, а потом восстановили, но взяли узбеков. Работа жены в газете оплачивалась низко. Поэтому мы были настроены найти себя на исторической родине.

Но «найти себя» по специальности им не удалось, хотя сразу же встали на учёт в Центр занятости. Они дипломатично обходят этот вопрос, но вот Шахарман ЕРЕСЕЙТОВА (на снимке), руководитель неправительственного женского объединения «Хиуаз», которая познакомиламеня с Абдуллаевыми, с этим не согласна:

Почему молчите? Говорите прямо: мы образованные люди, с опытом работы, а родина вынуждает нас идти в земледельцы! Вот вы удивляетесь, мол, мы не земледельцы. Так принято считать, если оралман, то обязан работать на земле. Но мы разные!

Она очень эмоциональна и убедительна, о таких людях сейчас принято говорить «с активной жизненной позицией». И я ей верю – она не из тех, кто просто сбежал от неустроенности. В Ташкенте она долгие годы работала заместителем директора научной библиотеки.

Мой отец возглавлял КРУ, был очень уважаемым человеком, жили мы очень хорошо – не поверите, в советские годы держали домработницу. Отец Шынгыса – хороший офтальмолог, был востребован и в Каракалпакстане (сейчас он живёт и работает в Атырау, как востребованному и у нас специалисту ему выдали квартиру в новостройке. З. Б.), он и все его сестры имеют высшее образование, – продолжает Шахарман.– Мы понимаем – здесь тоже конкуренция, не требуем к себе особого отношения, не претендуем на чьи-то рабочие места, но тоже хотим работать по специальностям, квалификации, а не стоять на рынке или мыть полы, или сажать огурцы.

Тут надо сделать поправку: по иронии судьбы именно Шахарман и завела теплицу первой среди здешних оралманов. Она переехала уже в довольно зрелом возрасте и найти хорошую работу не смогла. Но не жалеет – только вернувшись в Казахстан, она избавилась от давнего навязчивого страха.

В советские годы тогдашний первый секретарь ЦК Компартии Узбекистана Усман Усупов за одну ночь переписал десятки тысяч ташкентских казахов в узбеков – чтобы увеличить показатели коренного населения. Это осталось безнаказанным. После развала Союза, когда началось культурное выживание, мы постоянно боялись повторения чего-то подобного в отношении себя и наших детей, – говорит Шахарман. – Такая политика велась всегда – там поощряется смена национальности в паспорте, в обмен на это некоторые из этнических казахов сохранили свои рабочие места, но это редкость и вызывает презрение соотечественников. Наши бабушки и родители всегда трепетно чтили историю, традиции, язык в надежде, что когда-нибудь семьи вернутся на родину. Ведь наши предки бежали в 30-х годах прошлого века не от хорошей жизни – от голода и раскулачивания, репрессий, ссылок. Мы просим только вернуть «Нурлы кош» и соответствующие ей льготы, а также создать Центр адаптации для репатриантов – людям зачастую негде жить, им нужны консультации по оформлению документов. Такие действуют во многих областях страны.

 

ЖАНАОЗЕНСКИЙ СИНДРОМ

В Атырау оралманы тоже селятся компактно – в пригородной Кокарне проживает около 800 семей. Живут они, конечно же, и в самом городе – кому-то дали квартиру как востребованным специалистам (среди оралманов немало врачей, некоторые занимают довольно высокие позиции в масштабе Атырау), кто-то получил жильё в рамках льготной программы. Есть среди них учителя, чиновники. Программу по переселению отменили в начале 2012 года – родина временно перестала нуждаться в демографической подпитке, хотя формально причина в другом: министерство внутренних дел Казахстана с отмашки президента Назарбаева разрабатывает новую программу переселения. Старая провалилась, считают власти. Программу скоропостижно свернули сразу после поручения президента о пересмотре программы «Нурлы кош».

«Правительству необходимо внести изменения в миграционное законодательство. Важно внедрить оптимальное расселение по стране и кардинально разобраться с оралманами, как мы их называем», – сказал он на заседании правительства 29 января 2012 года. А за полтора месяца до этого случился Жанаозен, где 26% уволенных нефтяников оказались оралманами. Ранее Тимур КУЛИБАЕВ, ещё будучи главой «Самрук-Казына», заметил на встрече, посвящённой теме забастовки в Мангистау: «У бастующих есть свои неформальные лидеры, которые вместе приехали из Каракалпакии». Похоже, власть обиделась. Но маховик уже заведён, и процесс не остановить, просто завинтив краник: люди продолжают ехать – от дискриминации, безработицы, к уже обосновавшимся родственникам и наугад… И пробиваются, сами, без поддержки. Сопротивление бесполезно, может, стоит им помочь? В конце концов не чужие ведь нам люди.

Программы по возвращению репатриантов имеют Израиль, Германия, Польша, Россия, Казахстан… В сравнении с другими даже отмененная «Нурлы кош» была недоработана по многим статьям: крошечный и не осенённый углеводородами Израиль обеспечивает своим возвращенцам поистине шикарные условия. Между тем в демографической поддержке соотечественников Казахстан нуждается ничуть не меньше: на 20 тысяч квадратных километров государства Израиль приходится 8 млн евреев, на наши 2,7 млн квадратных километров не так давно родился 17-миллионный казахстанец.

Зульфия БАЙНЕКЕЕВА

1 августа 2013, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.