«Получается, что все гражданские лица, за которыми мы наблюдаем через городские видеокамеры, для нас – потенциальные правонарушители, – признаётся заместитель начальника ЦОУ ДВД Атырауской области Асылбек МУСАЛИЕВ. – Но и на самом деле благодаря камерам наблюдения раскрывается большое количество преступлений».
КИНУЛ ОКУРОК – УБЕГАЙ!
Как заявил на недавней сессии гормаслихата аким г. Атырау Серик АЙДАРБЕКОВ, с начала этого года при помощи камер наружного видеонаблюдения, установленных в черте города, выявлено 13 110 административных правонарушений, раскрыто 53 уголовных преступления.
Всего в областном центре функционирует 266 камер. Их обслуживают 28 инспекторов, базирующихся в трёх местах – в отделах №1 и №2 ГУВД г. Атырау, а также в самом ГУВД. В последнем на сутки заступают четыре сотрудника, на каждого приходится по 30 камер. Инспекторам по видеонаблюдению в течение смены положен завтрак, обед, ужин и попеременный 3-часовой отдых. Пока отдыхает один работник, его камеры берёт на себя другой.
–Должно быть, у ваших сотрудников стрекозиное фасеточное зрение…
–Все зависит от профессионализма. Глаз у наших сотрудников намётанный. Ведь их задача не только в том, чтобы отреагировать на уже совершённое преступление, но и выделить среди прохожих подозрительного человека, возможно, совершившего что-то вне зоны действия наших камер. Как правило, они ведут себя более напряженно, чем остальные: человек постоянно озирается по сторонам, втягивает голову в плечи…
–Что происходит дальше с этим подозрительным?
– Скорее всего, через несколько минут к нему подойдёт сотрудник ППС, проверит документы, а далее – по ситуации.
–Правда ли, что помимо этого инспекторы наблюдают за теми, кто курит – куда они бросят окурок?
– Да, наблюдаем, согласно закону. Если кинул окурок на землю, на место прибывает ближайший патруль. Но если человека на месте уже нет, специально искать его по улицам не будем.
–Многие полагают, что большинство камер наблюдения уже давно не работают…
– Это неправда. По технологии 146 камер вращаются, а 120 – неподвижны, вот у людей и могло создаться ложное впечатление об их неисправности. Но, как и любая техника, иногда они ломаются. Вообще допустимо до 10% неисправных камер, но наши техники чинят их своевременно. Кстати, мы всегда в курсе профилактических работ «Атырау-Жарыка», а также обрывов на линиях.
ГОПНИКИ ОУШЕНА
–Какие преступления чаще всего попадают «на камеру»?
– Наши преступники – не 12 друзей Оушена, их действия не отличаются изяществом. Увидел новый хороший мобильник у прохожего – подошёл – ударил – отобрал – убежал. В основном это кражи, грабежи. На днях камера зафиксировала грабёж, который произошёл около букмекерской конторы на пересечении улиц Сатпаева – Кулманова: у прохожего отобрали 120 тысяч тенге и мобильник. Преступников поймали буквально по «горячим следам».
Иногда попадаются особые экземпляры – барсеточники. Те стерегут свою жертву (это, как правило, постоянные клиенты банков, люди, которые работают с наличностью) несколько дней. Но даже если мы и видим человека, который каждый день крутится у банка, не можем же мы его за это привлечь. Только по факту.
–Как долго и где хранятся видеозаписи?
– Месяц. На обыкновенном компьютере. Есть такие файлы, которые находятся на постоянном хранении.
–Правда ли, что ночью камеры слепы?
– При нормальном освещении – нет. Там, где расположены камеры, освещение есть. Существуют некоторые проблемы с билбордами и деревьями, закрывающими обзор, но эти проблемы в ближайшем будущем будут решены.
–Весной все республиканские СМИ облетела информация: якобы трое молодых людей в Атырау получили 10 суток за то, что показали в камеру видеонаблюдения неприличный жест средним пальцем руки. Но оказалось, что не было ни жеста, ни ареста… Если в действительности такое случится, какое наказание ждёт хулигана?
– Вы меня поставили в тупик… Хулиганов ждёт профилактическая беседа. Также могу сказать: инспекторы видеонаблюдения такие же люди, как и все остальные, выполняют свою работу. Для них это может быть просто обидно. А не стоит обижать полицейского.
Анастасия ПАСТУХОВА
Фото автора