Весной Урал, разливаясь, заполняет водой многочисленные низины в Махамбетском и Индерском районах. Эти старицы в прошлом были руслом реки, а сейчас выполняют роль «родильных домов» для нерестящейся рыбы.
В июне уровень воды в реке падает, и большая часть взрослых особей рыбы вместе с мальками при отливе уходит обратно в реку. Но некоторая часть «живого серебра» остаётся в плену отшнурованных водоёмов.
В жару в пересыхающих прудах количество кислорода катастрофически падает, и вылупившимся из икринок малькам угрожает неминуемая смерть. Чтобы уменьшить рыбью «младенческую смертность», Урало-Каспийская бассейновая инспекция рыбного хозяйства (рыбоохрана) направляет сюда рыболовецкие артели, которые вылавливают сетями-бреднями молодь рыбы и выпускают в реку.
В советское время спасению молоди рыбы уделялось большое внимание. На предприятиях создавались бригады работников, которые свои выходные посвящали этому без сомнения нужному делу.
Помню, в начале 80-х я вместе с отцом, он работал на одном из нефтедобывающих предприятий, ездил спасать молодь рыбы. Бредни у нефтяников были по 5-7 метров длиной, мальки туда попадали сотнями.
Ловилось и много больших рыбин. На берегу пруда стоял казан, в котором варилась свежая наваристая уха из не менее десятка больших судаков. Кто-то играл на гитаре. Люди без устали сновали между рекой и прудом, перенося ведрами воду с мальками.
Среди нефтяников были искусные повара. Один вынул из мотни бредня огромного судака, вспорол его, вынул потроха и, промыв в воде, бросил в казан. Через две минуты он зацепил вилкой белую «верёвку» кишок, на которой гроздью аппетитно висели куски рыбьего жира, и угостил меня. С детства помню этот незабываемый вкус.
16 июля нас с фотографом пригласили посмотреть, как спасают мальков на озере Коржын в районе села Алга (аул №17) Махамбетского района.
По словам заместителя руководителя рыбоохраны Маншук ТЕМЕШЕВОЙ, в Махамбетском и Индерском районах имеется 40 отшнурованных водоёмов, в плену которых остались мальки промысловых видов рыб. Спасением молоди здесь занимаются рыболовецкие кооперативы.
– Почему, как раньше, не создаются патрули из числа школьников?
– Законодательством запрещено использовать детский труд.
По словам М. Темешевой, из нефтяных компаний активное участие в спасении молоди принимает коллектив ТШО. За прошлое лето ими было спасено 5 тысяч мальков.
По словам руководителя инспекции рыбоохраны Махамбетского района Армана МОЛДАШЕВА, на днях в 15 отшнурованных водоёмах района были взяты анализы на содержание кислорода. В разных озерцах этот показатель составил от 1,3 до 6 миллиграммов на литр воды. Норма составляет 4,5 мг на литр. В озере Коржын этот уровень составил 6 мг на литр.
Когда мы приехали на озеро Коржын, там уже вовсю работала бригада местных жителей из 18 человек, нанятая на средства рыболовецких кооперативов «Инжу-Маржан», «Курмангазы» и «Жамбыл». Как сообщил председатель ПК «Жамбыл» Руслан ИСМАГУЛОВ,три кооператива принадлежат одному владельцу, который ежегодно выделяет на мелиоративные работы, в том числе и спасение молоди рыбы, 600 тысяч тенге. Накануне из озера Толепкара-су в районе села Алга ими было спасено около одного миллиона мальков.
В советские годы для большей эффективности мелиоративных работ широко использовался метод слива воды (вместе с мальками) из отшнурованных водоёмов в Урал с помощью специально прорытых каналов.
Почему сейчас не применяется этот метод, мыспросили у Руслана Исмагулова. По его словам, этот метод рыбоохрана запрещает использовать, поскольку в этом случае в период паводка Урал может изменить русло и затопить близлежащие посёлки.
Исмагулов недоумевает, почему, заставляя спасать мальков, рыбоохрана не даёт разрешение на вылов из отшнурованных водоёмов взрослых особей рыб:
– Осенняя путина начнется 16 августа. Зачем нашим рыбакам до этого времени сидеть сложа руки? Зимой все отшнурованные водоёмы всё равно промерзнут до дна, и эта рыба погибнет.
62-летний житель села Алга Амангали БАЛМАНОВ спасал молодь рыбы всю свою жизнь. Когда он был ребёнком, каждый пацан в селе, зарабатывая в составе патрулей, приносил домой от 50 до 100 рублей за летние каникулы. Родители тратили эти деньги на приобретение школьных принадлежностей, одежды и обуви. Бочки с водой, где плавали мальки, складывали в телегу с запряжённым быком. В день спасали по несколько тысяч мальков. Мальков, пойманных в озере Коржын, рабочие доставляли на Урал в бочках на допотопном УАЗ-469 с прицепом. Здесь, зайдя по колено в воду, рабочие опорожняли бочки. Мальки весело устремлялись на свободу. Счастливого пути!
Мурат СУЛТАНГАЛИЕВ
Фото Каната ЕЛЕУОВА