Атырау, 28 апреля 05:58
 ясноВ Атырау +22
$ 443.35
€ 475.54
₽ 4.82

О грунте и генералах котлованов

11 151 просмотр

Недавно областной суд оставил без удовлетворения апелляционную жалобу областного департамента экологии на решение межрайонного экономического суда (в апреле этого года экономический суд отклонил иск департамента экологии к ТОО «Атырауинждорстрой» о возмещении экологического ущерба на 1 млрд 332 млн тенге).

 

ГРУНТ НЕ НЕДРА

Это очень важное решение, о котором стоит сказать подробнее. Иск был основан на результатах проверки от 27 сентября 2012 года, назначенной природоохранной прокуратурой по применению Закона РК «О недрах и недропользовании», Земельного и Экологического кодексов РК. По заключению природоохранной прокуратуры, Атырауинждорстрой добывал общераспространённые полезные ископаемые (ОПИ)  без соответствующих разрешений, в результате чего нанесен ущерб окружающей среде. В суде было установлено, что эти заключения не соответствуют действительности.

Во-первых, ответчиком для строительства новых и реконструкции земляных (грунтовых) конструкций дороги использовался грунт, а не ОПИ. Грунты куплены  у посторонних владельцев котлованов в объемах, предусмотренных ПСД. Соответствующие счета представлены проверяющим органам.

В соответствии с п. 80 ст. 1 Закона РК «О недрах и недропользовании» полезные ископаемые, содержащиеся в недрах – это природные минеральные образования, углеводороды и подземные воды. А в соответствии с п. 4.3 и 4.5 государственного норматива «Изыскания грунтовых строительных материалов. Основные правила выполнения работ» СН РК 1.02-19-2007, крупнообломочные, песчаные, глинистые и скальные грунты не являются общераспространенными полезными ископаемыми (ОПИ) и не содержат полезных ископаемых в промышленных кондициях.

В ответе на письмо Агентства РК по делам строительства и ЖКХ №1-3-07/101-471 от 09.08.11 руководитель группы учёных – авторов вышеуказанного норматива доктор технических наук С. Нураков констатирует, что в пункте 4.3 СН РК 1.02-19-2007 дано исчерпывающее определение того, что относится к грунтовым строительным материалам, исключающее какое-либо иное толкование.

Грунт в проектно-сметных документах не входит в перечень материальных ресурсов. Стоимость грунта в строительных сметах нулевая. В сметах учитывается только разработка грунта с погрузкой и транспортировкой к месту работ.

Согласно п. 12 ст. 1 в казахскоязычной редакции Закона РК «О недрах и недропользовании», грунтовый слой располагается выше недр. Полезные ископаемые располагаются в недрах, т. е. в части земной коры, расположенной ниже грунта. А в п. 39 ст. 12 казахскоязычной редакции Земельного кодекса сказано, что грунтовый слой – это поверхностный слой земли, особое природное образование, обладающее только ему присущим строением, составом и свойствами.

В соответствии с п. 2 статьи 3 Закона РК «О недрах и недропользовании» отношения по использованию и охране земли (грунта) регулируются Земельным кодексом РК. Согласно п. 3.8 межгосударственного «ГОСТа 25100-2011. Грунты. Классификация», введенного в действие натерритории РК с 1 августа 2012 года, «грунт – любые горные породы, почвы, осадки и техногенные образования». В классификации все многообразие грунтов подразделено на классы скальных, дисперсных и мерзлых грунтов. В  разновидность дисперсных грунтов (табиғи ұнтақты топырақтар),согласно таблице Б.16 и Б.8, входят:супесь (кұмдақ топырақ), суглинок (саздақ топырақ), глина (саз), гравий (қиыршық тас, ірі құм) размером фракции 2-10 мм, галька (жұмыр тас, малта тас) размером фракции 10-200 мм, принадлежащие к разновидности дисперсных грунтов. Почва (пункт 3.31)– поверхностный слой дисперсного грунта (табиғи ұнтақты топырақтардың жоғарғы қабаты).

Согласно письму-справке от 29.03.13 №28-1-331 и от 24.05.11 №29-1-429 Департамент земельных отношений отмечает, что в связи с отсутствием грунта в перечне ОПИ, утвержденном Правительством РК (№397 от 7.04.11), представление земельного участка для использования грунта в компетенцию областного исполнительного органа не входит.

В письме-справке областного департамента по статистике от 29.03.13 отмечается, что статистический учет на грунт и на его цену не ведется. В соответствии со ст. 342 Налогового кодекса РК грунты налогу «роялти» не подвергаются.

Согласно результатам лабораторных исследований, проведенных Атырауским областным геотехническим центром 08.04.13 и ТОО «Актюбинская геологическая лаборатория» 10.06.11, сырьё, используемое ТОО «Атырауинждорстрой», является грунтом классификации природных дисперсных грунтов: супесь.

Эти и другие доказательства были основанием  для принятия судом решения, что грунты не являются общераспространенными полезными ископаемыми.

Во-вторых, в суде департамент экологии не предъявил ни одного официального доказательства, что при использовании грунта ответчик загрязнил окружающую среду.

 

ПРАВИЛО ВЫШЕ ЗАКОНА?

Согласно п. 4.5 госнорматива «Изыскания грунтовых строительных материалов» СН РК 1.02-19-2007, на изыскания грунтовых строительных материалов не следует распространять требования, регламентирующие поиск, разведку, подсчёт и утверждение запасов месторождений полезных ископаемых. Несмотря на это, межрегиональный территориальный департамент МТД «Запказнедра» Комитета геологии и недропользования министерства новых технологий РКввёл в действие на подконтрольной ему территории (Актюбинская, Атырауская, Мангыстауская, Западноказахстанская области) ведомственное правило, требующее производить выемку грунта в соответствии с операциями по  недропользванию, т. е. посредством геологоразведочных работ. Тогда как такие требования в Законе РК «О недрах и недропользовании» не предусмотрены – и не могут быть предусмотрены, так как, я уже отмечал, в соответствии с п. 12 статьи 1 казахскоязычной редакции этого закона «грунтовый слой располагается выше недр».

Также это правило требует получения горного отвода на добычу грунта из внетрассовых грунтовых резервов обязательно после утверждения (экспертизы) запасов грунта в Зап.-Каз. отделении ГКЗ РК, тогда как постановлением Правительства № 1459 от 30.12.10 на выемку грунта получение горного отвода не предусмотрено.

Требование предоставления документов на недропользование при использовании грунта из изысканных грунтовых резервов на строительство и ремонт дорог общего пользования – это беспредел, который отстраняет акимов города, районов и сельских округов от их законной компетенции по выделению земельных участков для использования грунта (земли) по пункту 1 статьи 19 Земельного кодекса.

В областном управленииприродных ресурсов и регулирования природопользования всё время говорят о моратории на добычу грунта, действующем с 2007 года и до сих пор не отменённом. На просьбу представить официальный подтверждающий документ заместитель начальника управления А. Куанышкереев прислал протокол совещания от 20 марта 2007 года под председательством Н. А. Назарбаева, на котором рассматривался вопрос «Об инвестировании крупных проектов». Но там нет ни слова о моратории на представление земельных участков под добычу грунта.

Между тем частные собственники земельных участков и землепользователи, получившие право на использование ОПИ для собственных нужд, кроме грунта, продают естественный дар природы – гравийно-песчаные смеси (ГПС) всем, кто желает их приобрести. Основными их получателями являются дорожно-строительные организации, которые строят и ремонтируют дороги, являющиеся государственной собственностью, при этом затрачивая миллиарды бюджетных тенге, предусмотренных в ПСД заказчиков для приобретения ГПС. Спрашивается, кому это нужно, когда за нарушение п. 53 ст. 1 и п. 1 ст. 27 Закона РК «О недрах и недропользовании» в соответствии с п. 2 ст. 19 Земельного кодекса РК можно изъять вышеуказанные земельные участки в госсобственность и напрямую использовать эти ПГС для государственных нужд, не затрачивая бюджетных средств?

 

НЕОБХОДИМЫ ИЗМЕНЕНИЯ

В основе всего этого лежат некоторые противоречия в Законе «О недрах и недропользовании», Земельном кодексе РК и других законодательных актах. В частности, в п. 12 ст. 1 русскоязычной редакции Закона «О недрах и недропользовании» из «послойного» строения Земли выпало такое понятие как «грунт», в связи с чем «недра» оказались расположенными непосредственно под «почвенным слоем» и обрели статус полезных ископаемых, на любую разработку которых требуется «право  на недропользование».

В п. 1 ст. 19 Земельного кодекса РК не учтено, что земля состоит из грунта, в связи с этим получается, что исполнительные органы выделяют земельные участки без грунта. Непонятно, что они в сущности выделяют.

Есть и другие нюансы. На мой взгляд, необходимо внести дополнения и изменения  в законодательство:

а) в п. 12 ст. 1 русскоязычной редакции Закона РК «О недрах и недропользовании» заменить слово «почвенного» словом«грунтового». Тогда этот пункт излагался бы в  следующей редакции: «Недра – часть земной коры, расположенная ниже грунтового слоя...»;

б) в п. 39 ст. 12 рускоязычной редакции Земельного кодекса РК заменить слово «почвенный» словом «грунтовый» и изложить этот пункт следующим образом: «грунтовый слой – поверхностный слой суши земли, особое природное образование, обладающее только ему присущим строением, составом и свойствами»;

в) в п. 48 ст. 1 Закона РК «О недрах и недропользовании» дополнить слова «песок, глина» словами «кварцевый, тугоплавкая, легкоплавкая», «кроме грунта», исключить слово «гравий» и дополнить словом «глинистые сланцы».Тогда этот пункт выглядел бы так: «Общераспространенные полезные ископаемые – песок кварцевый, глина тугоплавкая, легкоплавкая, глинистые сланцы и другие полезные ископаемые, кроме грунта, используемые в их естественном состоянии или с незначительной обработкой и очисткой»;

г) п. 1 ст. 19 Земельного кодекса РК дополнить словом «грунтопользование».Тогда этот пункт излагается так: «Предоставление земельных участков в частную собственность и землепользование (грунтопользование) за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 13, 16 настоящего Кодекса»;

д) исключить из «Перечня общераспространенных полезных ископаемых», утверждённых постановлением Правительства № 397 от 07. 04.11, слова «суглинок», «галька» и «гравий», «гравийно-песчаная смесь» в сответствии с  ГОСТ25100-2011;

е) разработать на правительственном уровне«Правила предоставления права грунтопользования».

Считаю, что эти изменения необходимы. А то получается, что с лица земли «исчезли» грунты, но зато есть возможность в любом месте открыть «месторождение» в частной собственности и под видом ОПИ продавать их. Попытка прекратить это со стороны участников войны, в своё время уезжавших на фронт с горсткой родной земли, не дала результата: в 2010-м году инициированные ими изменения в Закон «О недрах и недропользовани» не были приняты во внимание. Видимо, сильнее оказались лоббисты, защищающие интересы чиновников.

Кали АУБЕКЕРОВ, представитель ТОО «Атырауинждорстрой»

25 июля 2013, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz