Занимавшийся полеводством 20 лет Санахмет ТУЛЕГЕНОВ (на снимке) в этом году был вынужден распрощаться со своим любимым делом.
– Полеводство – нелёгкий труд, и требует огромного трудолюбия и терпения. Мы с моей супругой работали не покладая рук, иногда помогали сыновья и невестки. Но как бы сильно я ни любил своё дело, видимо, придётся с ним распроститься. Я устал не от работы, а от пустых обещаний и показной заботы со стороны чиновников. Я убедился в том, что в нашем обществе невозможно добиться справедливости, – рассказывает житель села Будене Индерского района 67-летний Санахмет ага (на снимке).
17 апреля 2012 года между полеводом и КГП «ЖайыкАгро» был составлен двухсторонний договор о выдаче предприятием семян картофеля в долг. По условиям договора, аграрии должны вернуть долг либо картофелем, либо наличными деньгами.
– Я получил около 6 тонн семян картофеля по 70 тенге за кило. В то время картофельные семена на городских рынках стоили около 45-50 тенге. Несмотря на столь ощутимую ценовую разницу, мы с радостью получили семена, так как их стоимость можно было погасить за счёт осеннего урожая. По условиям договора, 1 ноября я и ещё три руководителя крестьянских хозяйств направились в Атырау с крупной партией картофеля. Там на месте выяснилось, что у предприятия нет своего овощехранилища. Мы провели в городе два дня, поскольку ЖайыкАгро наотрез отказалось от нашей продукции. А мы понесли огромные расходы, поскольку взяли весь транспорт в аренду, – рассказывает Санахмет ага.
Индерские полеводы, потеряв всякую надежду, обратились за помощью в областное управление сельского хозяйства. Руководство сельхозуправления вместо того чтобы заступиться за них, посоветовало «составить акт и ехать домой». Хотя акт, о котором шла речь, и был составлен по всем правилам, КГП подало в суд на полеводов.
Специализированный межрайонный экономический суд по Атырауской области вынес решение, согласно которому полеводы обязаны вернуть свой долг в виде сельхозпродукции осенью 2013 года областному управлению сельского хозяйства, поскольку КГП «ЖайыкАгро» было ликвидировано после банкротства. В данном случае полеводы пострадали дважды: не получили обещанных субсидий и к тому же остались должны. Только вот доказать это они никак не могут.
– О каком земледелии может идти речь, когда ты погряз в долгах и обиваешь пороги судов? – сказал С. Тулегенов.
И его понять можно.
Ляззат КАРАЖАНОВА