В «Ак Жайыке» было напечатано несколько критических статей Ляззат КАРАЖАНОВОЙ о плачевном состоянии шахты №99 в Индерском районе, о разграблении и об открытых стволах подземной выработки. Ответственные лица на это никак не реагируют, заняв позу стороннего наблюдателя, хотя шахта является объектом повышенной опасности и в настоящий момент угрожает окружающей среде и безопасности жителей района.
Вконце прошлого года 50-летний житель пос. Индерборский случайно упал в шахту глубиной 300 метров и погиб. Никто не был привлечён к ответственности за эту трагедию.
На месторождении «Шахта №99» разведка недр началась в середине 50-х годов прошлого столетия. За полвека были выявлены запасы боратовых руд, калийных солей, каменной соли, бишофита и др. В 1987 году эти запасы были утверждены в Государственном комитете по запасам (ГКЗ) и приняты на государственный баланс. Для промышленного освоения были построены здания подъёмной и вентиляционной машины, надшахтные копры с клетями, подземные ж.-д. пути для доставки отбитой руды до околоствольного двора, административно-бытовой корпус, столовая, котельная и др.
В своё время было несколько предложений от иностранных инвесторов о совместной разработке месторождения. Но 12 декабря 2007 года приказом №247 областного управления природных ресурсов и регулирования природопользования за невыполнение лицензионно-контрактных обязательств контракт с недропользователем был расторгнут в одностороннем порядке. После этого объект остался без охраны. Все надземные сооружения были разграблены, устья скважин остались открытыми.
В 2008 году, когда меня пригласили на суд в качестве специалиста, я был против расторжения контракта и ликвидации месторождения. Предлагал способы консервации и сохранения уникального месторождения для будущих поколений. По этому поводу в своё время несколько раз писал в облакимат, природоохранные органы и в министерство охраны окружающей среды.
В 2011 году была создана комиссия, которая подтвердила достоверность фактов, изложенных в моих письмах. По итогам работы комиссии природоохранная прокуратура внесла в департамент экологии представление об устранении нарушений. Государственные экологи, как всегда, заявили: «Охрана недр не входит в компетенцию департамента, термин “охрана недр” у нас вообще отсутствует».
В соответствии с Конституцией РК (ст. 6 п. 3), недра являются государственной собственностью. Согласно Указу президента, охрана недр возложена на министерство охраны окружающей среды. В дополнение к этому в Законе о недрах и недропользовании указано: «Уполномоченный орган в области охраны окружающей среды осуществляет государственный контроль за консервацией и ликвидацией объектов недропользования». Закон обязывает: «При прекращении операции по недропользованию все производственные объекты и земельные участки должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасность жизни, здоровья населения и окружающей среды, а последствия деятельности недропользователей должны быть ликвидированы». Ещё цитаты из Закона: «При прекращении операции по недропользованию недропользователь незамедлительно приступает к выполнению работ по ликвидации или консервации объекта. Соответствующий проект согласовывается с уполномоченными органами ЧС, СЭС, Экологией, инспекцией по недрам. …Прекращение действия контракта не освобождает недропользователя от исполнения обязательств по возврату государству контрактной территории и ликвидации последствий операции по недропользованию».
К сожалению, все вышеперечисленные требования закона не были выполнены тогдашними руководителями департамента экологии. Проект консервации шахты не разработан, соответственно с уполномоченными органами не согласован. Геолого-маркшейдерская документация не сдана на хранение, и теперь установить координаты объекта, протяженность, размеры, расположение выработок, мощность залегания полезных ископаемых невозможно!
Территория шахты не приведена в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения. Контрактная территория захламлена строительным мусором, металлоломом, разлитыми на землю маслами. Вокруг устья стволов нет полагающихся прочных ограждений высотой 2,5 метра и водоотводных канав.
Шахта является опасной по газу, поэтому должны быть определены границы зон по выделению газа и степень их опасности. Этого не сделано. Не приняты специальные меры, обеспечивающие контроль за выделением метана. Отсутствуют предупредительные плакаты «Опасно для жизни!», «Не подходи, шахта глубиной 300 метров!» и др.
Недавно в интервью районной газете аким Индерского района Б. САРСЕНГАЛИЕВ сообщил, что с помощью кранов шахту закрыли бетоном. Как аким мог без проекта консервации, без исследовательских работ самовольно закрыть шахту бетоном? Можете себе представить, чтобы аварийные нефтяные скважины НГДУ или ТШО ликвидировали акимы районов? Тем более что шахта, как и нефтяные месторождения, относится к I категории опасности.
После консервации должен осуществляться систематический контроль за состоянием шахты, а также зонами возможных просадок поверхности земли. Должны отбираться пробы атмосферного воздуха (на наличие газа метана), земли и воды.
Если бы варварским методом вывели из эксплуатации нефтяную скважину, то виновников затаскали бы по кабинетам и по комиссиям министерства нефти и газа, возместили бы ущерб за счёт виновных. А тут уникальное месторождение дефицитного и стратегического сырья глубиной 300 метров и протяжённостью выработки 56 км, на обустройство которого были затрачены огромные средства, не выдав на гора ни одной тонны полезного ископаемого, исчезает с лица земли.
Неужели мы настолько богаты, что даже разведанные и с утверждёнными запасами, готовые к выемке месторождения нам не нужны? Кто накажет виновных? Кто возместит ущерб? Кто ответит за смерть главы семьи? Вопросов много, ответов нет.
Б. Туремуратов, отличник разведки недр, горный инженер