25 июня Союз предпринимателей и работодателей области в гостинице «Атырау» впервые провёл конференцию в формате TEDx.
КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ
Аббревиатура TEDx расшифровываетсякакTechnology, Entertainment, Design. Слоган конференции «Идеи, достойные распространения» объясняет её главную миссию – рассказать об интересных идеях как можно большему количеству людей. В своё время именно на первых TEDx- конференциях были показаны только что выпущенный компьютер Macintosh, первый в мире компакт-диск компании Sony, а специалист по искусственному интеллекту Марвин Мински представил свою новую концепцию. И сейчас подобные конференции собирают самых продвинутых людей, которые могут рассказать о своей идее за 18 минут.
Организаторы нынешней конференции выбрали тему «Бизнес в Атырау».
– Сегодня в бизнес идти не только можно, но и нужно, ведь собственное дело – это не только источник дохода, но и путь к самореализации, – уверена председатель Союза предпринимателей и работодателей Атырауской области Алия БЕККУЖИЕВА. Она рассказала, в каких условиях начинали те, кто успел застать приватизацию: СССР рухнул, нет госплана, нет гарантированных объёмов. Всю прибыль съедают налоги, а тут еще нужно разбираться с тонкостями таможенной очистки товаров. Ни один банк не хотел связываться с молодыми бизнесменами, о получении кредита нельзя было и мечтать. В отличие от той ситуации, что была в нашей стране 20 лет назад, сегодня государство неплохо помогает малому и среднему бизнесу, приняты программы поддержки начинающих предпринимателей и инновационных проектов, субсидирования и гарантирования кредитов, микрокредитования и т. д. По её мнению, главный упор сегодня нужно делать на производство – это поле у нас абсолютно свободно.
БИЗНЕС ВАМ НЕ ШАБАШКА
Эмоциональным было выступление опытного предпринимателя, работающего в нескольких направлениях (гостиничный бизнес, производство мебели) Айбара ДЖАНИЯЗОВА. Он озвучил те правила, которые, по его мнению, ведут к успеху. Во-первых, нужно выбрать дело по душе – если тебе не интересно, успеха не добиться. Во-вторых, нельзя относиться к бизнесу как к шабашке: заработал и успокоился. Некоторые начинают дело, раскручивают его и как только начинают получать стабильную прибыль – отходят, ставят вместо себя управляющего. Через несколько месяцев дело перестает приносить доход, и это вполне закономерно. Затронул он и такой «некоммерческий» фактор, как личная порядочность бизнесмена – не только в деловых вопросах, но и в повседневной жизни:
– Можете в это не верить, но все неправильные поступки возвращаются неудачамив бизнесе.
Всех волнует вопрос – с чего начать? У Джаниязова есть ответ: с наблюдений, какая ниша в нашем городе ещё свободна, или же занята, но услуги предоставляются невысокого качества. Не нужно быть гением, иногда достаточно перенять чужую идею, адаптировав ее к местной ментальности и климатическим условиям.
– Много лет назад я увидел, как бойко идет торговля попкорном в парке Алматы. Купил аппарат, но не учел местных реалий: у нас тогда не было ни красивых площадей, ни парков, ни кинотеатров. Стал торговать прямо на обдуваемом всеми ветрами и пылью рынке «Люция». Народ к новинке отнесся прохладно: попкорн показался невкусным, да еще и весь в пыли,– рассказал бизнесмен о своем неудачном опыте.
В нашем городе сегодня много приезжих из других регионов страны и из зарубежных стран. Нередко они выражают недовольство: мало развлечений, некуда пойти, качество услуг низкое. Слушать это неприятно, но из всего надо извлекать уроки. Значит, у местных бизнесменов большой фронт работы, выбирай сферу деятельности и вперед!
ГЛАВНЫЙ БЮРОКРАТ – БАНКИ
Айжан БОКАЕВАУ Айжан БОКАЕВОЙ, получившей известность после победы на конкурсе лучшего дизайна формы казахстанской сборной к предстоящей зимней Олимпиаде в Сочи, пока очень скромный стаж предпринимательской деятельности – свой Дом моды «Ayoka Bo» она открыла всего 3 месяца назад. Но опыт работы в сфере дизайна у неё приличный – 12 лет. В этом бизнесе никто не делает скидок на возраст, и если ты взялся за дело, то обязан работать наравне с опытными профессионалами. Такой жесткий подход, по мнению девушки, стал для неё прекрасной школой. Главным же козырем Айжан считает фундаментальное образование в той сфере, в которой начинаешь свой бизнес. Сама она начала вращаться в мире моды с детства, училась в академии моды, а её мама была директором Центра моды «Сымбат». «Кухню», в которой варятся технологи, дизайнеры, конструкторы, искусствоведы, историки костюма – Айжан, по её несколько сумбурному выражению, знает «наизнанку, вверх тормашками и три раза наоборот».
Она рассказала о тех трудностях, с которыми сталкиваются начинающие предприниматели.
– Самое главное препятствие – банки, где царит бюрократия. Я обошла 12 банков, но никого не интересовал мой бизнес-план. Но руки опускать нельзя, это только первые трудности. Сейчас много говорят о государственной поддержке, о фонде «Даму» и т. д., но это видимая часть айсберга. Его подводная часть может потопить бизнес: сначала идет речь о ставке 7%, потом начинается страхование жизни, страхование бизнеса, страхование сумочки, бижутерии. И в итоге выходят все 14-15%.
ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ
Один из предполагаемых спикеров не смог присутствовать на конференции, но его неожиданно для самого себя заменил главный исполнительный директор отеля «Атырау» Бюлента ХАДЖИОГЛУ, который тоже решил высказаться.
– Я почти буржуй, капиталист, родился в доме с бассейном. Имею турецкие корни, долгие годы жил в Швеции, работал в очень крупных компаниях, в последнее время жил и работал в Москве, – представил он себя. Он согласен, что на первом этапе образование важнее всего. Интеллект – это дар божий, а образование – это труд. Первое, что он заметил в Атырау и что оказалось ему непонятным, – это безразличие. Возможно, это порождение доступности информации. Всё легко узнать в интернете, поэтому люди не утруждают себя доскональным изучением вопросов.
– К примеру, приходит устраиваться на работу молодой человек, утверждает, что владеет английским языком, учится на переводчика. Задаешь ему вопросы и видишь, что толком-то он языка и не знает. Платить за образование и не изучать язык – разве это не равнодушие? Или другой молодой человек, местный. Спрашиваешь, сколько человек проживает в Казахстане, какая армия и так далее. Он мнется и говорит, что население страны, наверное, 25 миллионов, про армию и остальное вообще не имеет понятия. Это равнодушие к собственной стране, – считает Б. Хаджиоглу.
Такой получилась первая конференция нового формата в нашем городе. Присутствующие пришли к выводу, что делать бизнес в Атырау можно и нужно, главное – «попасть» в нужное направление, постоянно заниматься самообразованием в выбранной сфере и быть порядочным.
Зульфия ИСКАЛИЕВА
Фото автора