Главный кинолог Департамента таможенного контроля по Атырауской области Асылбек БИСЕНБАЕВ признан лучшим в чемпионате по многоборью среди кинологических служб стран Центральной Азии. Соответственно, лучшим оказался и его питомец – бельгийская овчарка по кличке Ленгер.
НА ОДНОЙ ВОЛНЕ
Асылбек сразу согласился на мою просьбу продемонстрировать таланты собаки на её рабочем месте – в аэропорту. «Ленгер», – негромко позвав пса, он открыл багажник машины. Пёс без колебаний запрыгнул туда и удобно расположился.
– Ленгером его назвал не я, – говорит Асылбек, закрывая багажник. – Как и всех чистокровных, рождённых в питомнике, его на тот момент надо было назвать на букву “Л” – таковы правила. Парнишка-кинолог, который назвал его так, был родом из маленького городка Ленгер в Шымкентской области.
…В зале, полном ожидающих своего самолёта пассажиров, с появлением собаки-нюхача наблюдается оживление. Ленгер, несомненно, чувствует, что всем нравится: перебирает лапами как конь на выставке и благодарно принимает всеобщее внимание, вежливо помахивая хвостом.
– О! Кто к нам пришёл!– обрадовались таможенники, по очереди теребя уши и холку собаки, – красааавчик ты наш…
Пока они балуют псину, коротко о чемпионате: проходил он в Алматы, в нем участвовали кинологи со служебно-розыскными собаками из Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. В составе судейской команды были начальник кинологического учебного центра МВД Австрии Йозеф ШУТЦЕНХОФЕР и международный судья из России Андрей ФЕДОРКОВ – крутые парни в этой среде. Собаки, по две от каждой страны, должны были пройти пять этапов. И Ленгер стал лучшим.
Ему четыре года, он очень смышленый, храбрый и выносливый. А еще он преданный. Ленгер не спускает глаз с хозяина, ждёт, что он скажет и с какой интонацией это сделает. Асылбек смотрит куда-то – Ленгер смотрит по направлению его взгляда и снова останавливает свои внимательные жёлтые глаза на лице хозяина.
– Моё настроение всегда ему передается,–рассказывает кинолог. –Он чутко улавливает, что я чувствую, и перенимает моё расположение духа. Знаете, мне иногда кажется, что он умеет читать мои мысли. Помню, мы должны были проверить один объект на предмет наличия наркотиков. Войдя в здание, я обратил внимание на ниши в углу, подумал, надо бы их тоже потом проверить. Даю команду – Ленгер безо всяких указаний в первую очередь полез в эти ниши, а потом уже начал проверять другие места.
СПОКОЙСТВИЕ ПРОФИ
Насколько я успела заметить, Ленгер очень подвижный пёс, но работу свою делает со спокойствием настоящего профи – это он нам продемонстрировал на ленте с багажом.
Как-то Ленгер с хозяином проверяли посылки на почте.
– Есть посылки для тюрьмы? – спросил Асылбек. Таковые имелись. Ленгер безошибочно указал ту, в которой находились наркотики. Сложенные в коробку из-под какой-то бытовой химии (чтобы отбить запах), они предназначались для сидельцев местной зоны. К слову, отбить дух наркотиков невозможно, утверждает Асылбек.
– Это как селедка, – объясняет он, – во сколько пакетов ни положи, всё равно душок будет. А собачий нюх – самый острый, как ни крути.
Найдя наркотики, Ленгер сообщает об этом хозяину не лаем и не царапанием – он поворачивает голову и, глядя на него, нарочито шумно втягивает воздух в ноздри, мол, нашёл я. А потом садится рядом и терпеливо ждёт сдержанную ласку тёплой ладони своего любимого и единственного начальника.
Прогуливаясь с Ленгером по улицам города, Асылбек точно может вычислить того, кто даже не употреблял, а держал в руках тот или иной наркотик. Ленгер тактично подсказывает своим излюбленным способом. Кстати, невзначай так, мимоходом овчарка и мою сумку обнюхала. Мало ли…
– Позовите его сюда, – прошу Асылбека.
– Ленгер. Рядом,– вполголоса произносит Асылбек. Повторять не надо. Аккуратно высвободившись от умирающих от нежности мужиков, пёс быстро выполняет команду: по правилам встаёт у левой ноги и поднимает морду вверх, ожидая следующей команды – для него нет другого авторитета, нет лучшего друга, самого важного на всём белом свете.
И чувства у них взаимные.
Анастасия ПАСТУХОВА