В Атырау побывал корреспондент сайта фоторепортажей www.voxpopuli.kz Виктор МАГДЕЕВ, путешествующий по Казахстану автостопом.
РЫЖИЙ КЛИНТ
Беспредельные гопники, беглые уголовники и прочие отморозки – на кого только не напорешься на пустынных трассах между городами. А посему воображение рисовало мне Виктора эдаким богатырем, запросто разгибающим батарейную гармошку. И обязательно – обветренное лицо цвета сухой верблюжьей колючки, пронзительный взгляд. Ну, вылитый Клинт Иствуд…
– Здравствуйте, я Виктор, – путешественник встал и, неуклюже сдернув с места кафешный столик, протянул небольшую ладонь для рукопожатия.
Он оказался худеньким, среднего роста пареньком, с обгорелым красным лицом, с копной непослушных рыжих волос, аккуратно примятых смешной панамкой. Отчаянно крякнув, он поднял свой пузатый рюкзак и закинул его на плечи:
– Куда пойдем?
А пошли мы, вернее, поехали – в Сарайчик. За полчаса с ветерком до пункта назначения удалось выяснить, что Виктор – кызылординец, ныне живущий в Алматы, 24-х лет от роду, трюкач-скейтбордист, фотограф, маркетолог по образованию, владеет казахским языком, любит приключения, пиво, татуировки, свою девушку и то, что огонь в шевелюре передался ему по материнской линии.
ИЗ ПЛЕМЕНИ ТАКСИСТОВ
– О, да… – размякнув на сидении машины по дороге в Сарайчик, Виктор пустился в философские размышления. – Теперь я точно знаю: хороших людей однозначно больше, чем плохих. Но в большинстве своём и те, и другие – нытики. Пусть не обижаются, думаю, это, как говорится, не они такие – жизнь такая. В сёлах я видел много безработных, озлобившихся. Видел и других там – простых, человечных, улыбчивых. Видел и бездельников, и тружеников. В Аральске в один момент я подумал: вот самое злое место на всём моём пути. А потом диаметрально изменил свою точку зрения. Дело было так. В центре города я подошёл к пятачку скучающих таксистов, объяснил ситуацию: мол, приехал, чтобы посмотреть на кладбище кораблей и местные фермы. Уж очень мне хотелось посетить эти места. Один из водителей согласился за 3 часа показать все достопримечательности Аральска и попросил за это 3 000 тенге. Он отвез меня на 200 метров в одну сторону, показал бывший пляж, бывший порт и верблюдов. В итоге наше путешествие продлилось полтора часа или даже меньше. При этом ехали мы очень медленно – дороги плохие, да и водитель никуда особо не торопился. Он не свозил меня ни на ферму, где делают шубат, ни на кладбище кораблей – сказал, что у него легковая машина, а туда может проехать только «уазик». За извоз я предложил отдать ему лишь 1 500 тенге. Он возмутился – мол, изначально договаривались на 3 000. Мне не хотелось отдавать эти деньги человеку, который фактически меня «кинул». Но пришлось – нежелательно конфликтовать с чужим человеком в чужом городе.
Злой как пёс, я зашел в одну из кафешек – промочить горло. Тамошний бармен, проникнувшись моей печалью, угостил меня бесплатным пивом и еще в дорогу дал бидончик. Так что везде есть жлобы и есть хорошие ребята.
ПРЕОДОЛЕВАЯ СЕБЯ
–Наверно, это трудно – оказаться одному в мареве пустынной трассы…
– Знаешь, бывают такие моменты, когда меня буквально пронизывает ощущение вселенского одиночества. Пустая степь, одинокие пучки кустов, стрёкот кузнечиков, палящее солнце – и вокруг, насколько хватает глаз – ни единого движения. Всё-таки человек существо социальное, одному ему никак.
Когда я добирался сюда из Уральска, ни один водитель попутки не соглашался меня брать. Впрочем, понятно – уже наступили сумерки, мало ли что. А я всё шёл и шёл по обочине трассы. Ох, и тошно мне было тогда. Я был замучен усталостью, голоден, простужен, тишина эта угнетала.
Из темноты выплыла какая-то заколоченная забегаловка. Позади неё в кучу были свалены стулья. Из них я сделал себе подобие кровати, улёгся и, глядя на звезды, всецело предался тоске. Думал – хочу домой. Надоело, не могу больше. Но проснувшись утром, понял, что это малодушие с моей стороны. Стряхнул с себя апатию, как пыль дорожную, и пошел дальше. Тем более, как я уже говорил – мир не без добрых людей. На трассе я останавливаю попутки – и легковушки, и фуры, объясняю суть своего проекта. Кто-то соглашается провезти свою часть пути бесплатно, кто-то нет. В этом плане, конечно, более добросердечный народ – дальнобойщики.
–Какой самый уютный город из тех, в котором тебе удалось побывать?
– Моя родная Кызылорда. И ещё закрытый городок Байконур. Это оазис посреди пустыни. Вдоль дорог деревья, фонтаны и скверы, люди спешат по своим делам, дети бегают по дворам. Этот город вроде как на стыке советского и нынешнего времён. Здесь нет криминала, так как он охраняется полицейскими сразу двух государств – Казахстана и России.
А вообще каждый город по-своему прекрасен. В каждом что-то есть своё, только ему принадлежащее.
Так что если кто-либо решится пойти по стопам Виктора, парень советует – не бойтесь, это интересно.
ОБЫЧАЙ У НАС ТАКОЙ
Виктор утверждает, что пища на трассе всегда очень вкусная, чаще всего она делается от души, поскольку хозяева кафе очень переживают за качество и держатся за каждого посетителя – сытый и довольный дальнобойщик обязательно расскажет своим коллегам, что именно в этом заведении вкусно готовят.
А что до нашего города… Желание странника забраться на нефтяную качалку и познакомиться с одним из многочисленных экспатов мы не удовлетворили. Взамен постарались показать ему интересных людей, красивые места, рассказать о древнем городище Сарайчик. Под занавес окунули его в Урале – слукавили, мол, традиция здесь такая, гость обязательно должен окунуться. Парень наивный – поверил.
Под вечер Виктор изрядно утомился от впечатлений. Хотя это из серии «усталые, но довольные». На комплименты мы напрашиваться не стали: народ мы скромный, суровый, но без сомнения душевный и гостеприимный – этого не отнять.
Репортаж об Атырау и о городище Сарайчик можно будет прочитать примерно через неделю на сайте www.voxpopuli.kz.
Анастасия ПАСТУХОВА
Фото автора