Атырау, 28 ноября 12:47
 будет пасмурноВ Атырау +2
$ 499.51
€ 525.83
₽ 4.62

Дорога к Бекет ата, или Кто светел, тот и свят…

105 000 просмотров

О святых местах Мангистау я была наслышана много. Но, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. А потому не упустила возможность отправиться к Бекет ата с небольшой группой паломников из Атырау.

 

В ПОЕЗДЕ

Надо отметить, наша группа состояла из 6 человек разных национальностей и вероисповеданий. Говорят, что Бекет ата принимает всех, главное – открытое сердце. Так как это была паломническая поездка, мы решили не шиковать и приобрели плацкартные билеты на поезд Атырау – Мангышлак до станции Шетпе. Туда и обратно – 5 000 тенге. Ближе к полудню, незадолго до отправления поезда, мы заняли свои места. Поезд тронулся, и под размеренный стук колес мы всё дальше и дальше удалялись от Атырау…

Единственный неприятный инцидент произошёл по прибытии на станцию Бейнеу. В конце вагона из-за чего-то повздорили, а потом и подрались двое парней. Прибывшие медики оказали пострадавшему первую помощь, ещё через несколько минут на перрон подъехала полицейская машина…

Ночь прошла тихо. А проснувшись ранним утром, мы увидели занимательную картину – почти все верхние багажные полки были заняты безбилетниками. Впрочем, говорят, что это привычная картина для плацкартных вагонов.

 

В ШЕТПЕ И ЖАНАОЗЕНЕ

В седьмом часу утра мы прибыли на станцию Шетпе. Покинув душный вагон, глотнув свежего воздуха, мы оказались в плотном круге таксистов. «Актау! Жанаозен! Баутино! Бекет ата!» – раздавалось с разных сторон. Вокзальная суета на этой станции напомнила восточный рынок. Обсудив цены (туда и обратно – 8 000 тенге с человека) и нюансы нашей поездки, мы оказались в видавшей виды «Мазде». Таксист, пятидесятилетний Айтуар (на снимке), с ходу начал знакомство:

А я раньше железнодорожником работал, потом ушёл. Семью кормить надо, у меня жена и четыре сына. Двое старших сейчас тоже извозом занимаются. Один на пассажирской «Газели» работает, второй, как и я, туристов и вахтовиков возит. Сейчас ко мне домой заедем, шубат попьём и в путь!

Предложив нам угоститься свежим шубатом, Айтуар участливо спросил, есть ли у нас фотоаппарат, а то он может нам одолжить свой. Что очень тронуло.

За беседами о жизни, отсутствии работы в Шетпе, стоимости ракушеблока, из которого здесь отстроены все дома и даже заборы вокруг них, мы и не заметили, как доехали до Жанаозена. Остановившись возле небольшой придорожной чайханы, Айтуар предложил нам подкрепиться:

Путь будет долгим и непростым. Покушайте. Здесь девушки из Мукура работают, очень вкусно готовят. Самса у них просто отменная!

Все оказалось действительно вкусным и по низким ценам – по 200-300 тенге с носа. Плотно позавтракав, мы отправились дальше.

 

КОМУ-ТО И ЕХАТЬ НЕ СТОИТ

Дорога до Бекет ата от Шетпе – 300 км, больше половины пути – разбитый асфальт, больше ста километров – щебень. Водители знают здесь каждую кочку и яму, которые чудом не мешают летать машинам на высокой скорости.

За Жанаозеном на степных просторах раскинулись нефтепромыслы. Скучные пейзажи с нефтяными качалками плавно сменяются живописными ландшафтами. Удивительные бело-розовые скалы, фантастической красоты каньоны… Наблюдая из окна мчащегося авто пейзажи, с трудом верится, что всё это когда-то было дном бескрайнего моря.

Каждый день в Шетпе приезжают сотни людей, ещё столько же едут из Актау. В среднем в день святые места посещает до тысячи человек. Люди едут в любое время года и отовсюду Атырау, Актобе, Астана. Приезжают из России, да и иностранцы – частые гости. Я вот недавно возил группу японцев, и англичане как-то приезжали. Все люди едут с разным – у кого-то проблемы со здоровьем, кто-то просит благополучия, решения непростых жизненных ситуаций, приезжают пары, которые вымаливают детишек. Вот на днях пара одна приезжала. Они здесь были год назад, ездили к Бекет ата, молились о рождении ребёнка. В этом году приехали уже поблагодарить, всё у них получилось, – рассказывает Айтуар. – Но не все могут преодолеть этот путь. Кому-то не время, кого-то Бекет ата не принимает. Был случай, повёз я двух женщин – свекровь со снохой, обе друг друга терпеть не могут. Всю дорогу ехали и ругались между собой. И на полпути машина сломалась. Они были вынуждены пересесть на другую, которая ехала в обратную сторону. С хорошими людьми, с их светлыми мыслями дорога складная, без заминок и неприятностей.

 

СТРЕЛЫ СУФИСТОВ

Черепаха, которую мы увидели у входа в подземную мечеть Шопан атаЧерепаха, которую мы увидели у входа в подземную мечеть Шопан атаВообще на Мангышлаке располагаются пять наиболее значимых подземных мечетей – Шопан ата, Бекет ата, Шакпак ата, Султан-епе и Караман ата. У нас был всего один день, и потому мы решили посетить лишь две первые. Остановка по пути – священный мазар Кую Там XIII века. Пожилой мужчина, встретивший нас и других паломников у входа в мазар, предложил нам зайти внутрь. Когда все расселись по периметру ветхих стен, он прочитал молитву. Люди оставляют здесь пожертвования – платочки, деньги.

Проехав совсем немного, мы оказались на асфальтированной парковке перед входом в некрополь Шопан ата. Некрополь расположен на старой караванной дороге из Мангышлака в Хорезм. Это один из крупнейших в Казахстане памятников архитектуры IХ-ХIII веков. Кстати, женщинам и девушкам стоит позаботиться о своём внешнем виде: обязательно длинная юбка, закрытый верх и платок. Перед входом в некрополь – традиционное омовение. Для этого здесь построены специальные помещения, имеются кумганы и чистая вода. Сразу за белой аркой – кладбище. Культовый центр – мечеть, состоящая из нескольких служебных помещений, вырубленных в приовражной скале. Здесь, по преданию, похоронены сам святой и его дочь. По легенде Шопан ата был учеником Ходжи Ахмеда Яссауи. Однажды Ахмед Яссауи собрал своих последователей-учеников в юрте и велел им выпустить свои стрелы через открытый шанырак. Там, куда прилетят стрелы, им предстояло проповедовать идеи суфизма. Стрела Шопан ата долетела и упала на небольшую гору близ аула богатого скотовода Баяна. Через несколько месяцев Шопан ата прибыл в эти края, нашёл свою стрелу и нанялся чабаном к Баяну. Бай скоро догадался, что его новый пастух не простой человек, отдал ему в жены свою дочь и покровительствовал им. У подножия горы, на которую упала стрела, Шопан ата и построил эту мечеть.

 

БЛАГОСЛОВИТЕ ЖЕНЩИНУ

Перед входом в мечеть стоит «священное дерево» – большой тутовник, под пышной кроной которого можно спрятаться от палящего солнца. Здесь же мы увидели большую черепаху, а по словам других паломников, недалеко в кустах отдыхает целое черепашье семейство. Разглядывать черепашек нам было некогда, поэтому вместе с остальными мы зашли в мечеть. Центральная комната – небольшое помещение с деревянным шестом, уходящим в небо через отверстие в потолке. Место, где располагается шест, священно. Служитель мечети прочитал молитву, дал бата (благословение). Спросил у нас, всё ли нам понятно, и вкратце рассказал о мечети и самом некрополе на русском языке.

Паломники оставляют пожертвования – в основном платочки, отрезы ткани. Многие завязывают в платочки монетки, некоторые оставляют на белом полотне рядом с шестом суммы крупнее. После молитвы и бата мы трижды обошли шест и получили от служителей мечети по платочку – считается, что они обладают целительной силой. Потом мы побывали в других комнатах, где каждый мог помолиться о своём, сокровенном.

Сохранившиеся могильные камни - кулпытас на древнем кладбище вблизи мазара Огланды атаСохранившиеся могильные камни - кулпытас на древнем кладбище вблизи мазара Огланды атаПосле посещения мечети можно по тропинке подняться на вершину горы, в которой располагается мечеть, здесь похоронен тесть Шопан ата. Это место особо рекомендуется посещать женщинам, молящимся о наступлении беременности или страдающим женскими болезнями. Рядом с могилой располагается большой камень в форме мужского детородного органа, и нужно просто посидеть на нём. Спускаясь вниз, я заметила, что среди древних каменных могильных памятников выстроены пирамидки из камешков. Как объяснили мне другие паломники, можно собирать камешки, встречающиеся на пути, а потом складывать их в пирамидки и загадать при этом свое заветное желание.

После посещения мечети паломники могут отдохнуть в гостевых домиках. На верандах – дастарханы, за которыми можно попить чай и пообщаться с другими паломниками. Кстати, отправляясь в эти места, стоит позаботиться о еде. Каждый привозит с собой угощение – как правило, это чай, молоко, конфеты, печенье, лепешки, бауырсаки. Отдыхать мы не стали, а отправились дальше в путь.

 

НАРОДНАЯ ПАМЯТЬ

Гостевой дом на территории комплекса Бекет атаГостевой дом на территории комплекса Бекет атаНаш путь по укатанному грейдеру лежал к Бекет ата.

Когда вы туда приедете, вас будут приветствовать и животные, и птицы, змейки могут крутиться под ногами. Ничего не пугайтесь, ничему не удивляйтесь – это вам через животных будет приветствие от Бекета ата. Большая удача увидеть диких горных козликов. Это очень хороший знак. И показываются они, кстати, не всем. Так что смотрите в оба! – предупредил нас Айтуар.

От Шопан ата до Бекет ата чуть больше 70 км. Примерно в два часа дня мы уже были на месте. Перед тем, как прикоснуться к святыням, здесь также нужно пройти омовение. На территории комплекса имеется большой гостевой дом. В центральной комнате – два длинных дастархана, на которых чего только нет. Особенно впечатляют стопки лепешек – шельпеков, которые не уменьшались, а становились все выше и выше. Каждый приезжающий привозит сюда что-то на дастархан. А также каждый по мере возможности должен выполнить какую-нибудь работу. Налить чай паломникам, помыть посуду, принести воду... Во дворе множество беседок, в которых можно укрыться от солнца. Радуют глаз и молодые деревца, которые лет через пять образуют здесь хороший скверик. Попив чаю, который нам показался самым вкусным в жизни, мы начали непростой спуск к самой главной святыне на Мангышлаке. Как известно, Бекет ата родился в 1750 году близ нынешнего райцентра Кульсары Атырауской области. Учился в медресе в Хиве. После обучения поселился на плато Устюрт в одном из чинков (чинки – труднодоступные обрывистые уступы).Титаническим, невероятно упорным трудом он построил подземную мечеть, которая сейчас называется его именем. Это было его служением Богу, его познанием Бога. Бекет ата умер в 1813 году. Он остался в народной памяти как воин, совершивший подвиги в битвах с врагами, как предсказатель, которому открыта книга бытия. Как миротворец – при решении спорных вопросов с соседями-туркменами он проявлял мудрость, которая позволяла приводить стороны к согласию. Как целитель – к нему приходили немощные и страдающие, и он даровал им здоровье и жизненные силы. Как учитель и наставник – тысячные толпы верующих внимали его наставлениям жить по правде, быть справедливым и творить добро. Похоронен Бекет ата в одноимённой мечети, куда ежедневно устремляются сотни паломников.

 

ГУЛЯЮТ ТАМ ЖИВОТНЫЕ НЕВИДАННОЙ КРАСЫ…

Вид на подземную мечеть Бекет ата. Перепад высот – 150 м, спуск длиной в 1,5 км занимает более 20 минутВид на подземную мечеть Бекет ата. Перепад высот – 150 м, спуск длиной в 1,5 км занимает более 20 минутЧтобы попасть в мечеть, нам нужно было спускаться вниз с чинка по дорожке, вымощенной ракушечными плитами. Спуск протяженностью около 1,5 км занял более получаса. Перепад высот здесь составляет почти 150 метров.

По дороге дивимся природе, которая здесь поистине уникальна. Внизу в ущелье, окружённом обрывистыми скалами, раскинулся настоящий оазис. И, конечно, мы не раз вспомнили слова нашего доброго водителя о здешних животных. На нашем пути не раз встречались ящерки, выбегающие на дорожку, пение птиц разливалось по округе. Ну и легендарные горные козлики! Это небольшое грациозное животное – устюртский муфлон, с гордой посадкой головы на тонкой и длинной шее. В дикой природе наблюдать этих животных совсем непросто. Здесь же, если повезёт, они позволяют подойти к себе на расстояние до пяти метров. Мы видели и одиночных муфлонов, и мамаш с детёнышами. И все они позволили нам подойти поближе и сфотографировать их.

Преодолев непростой спуск, мы оказались в самой мечети. Здесь её служитель рассказал о Бекет ата, прочитал молитву. У нас была возможность побывать и в других помещениях мечети.

Слева от мечети есть тропинка к подножию скалы – там святой источник, водой из которого непременно нужно промыть глаза, чтобы не болели. Вода в этом источнике оказалась довольно мутной, но мы ею умылись. Потом наша группа в ходе философских рассуждений пришла к выводу: наверное, умывание этой водой имеет два смысла. Физическая польза для глаз – это одно, но кому-то через эту воду приходит и духовное прозрение. Уже на обратном пути мы задержались возле второго источника. Здесь из специальных краников паломники набирают воду. Она, в отличие от воды из первого источника, кристально чиста и имеет легкий солоноватый вкус.

 

В ДРУГОМ ИЗМЕРЕНИИ

Подъём на чинк оказался намного сложнее, чем спуск, и занял вдвое больше времени. На тропинке примерно через равные расстояния располагаются беседки, в которых можно передохнуть, чтобы продолжить непростой путь. Среди встречных паломников, которые только спускались к мечети, были и пожилые, и больные. Всем им потом предстояло подниматься наверх, но сложный подъём их, видимо, не пугал. Стоит отметить, что здесь можно встретить представителей самых разных национальностей и вероисповеданий.

Поднявшись на чинк, мы присели передохнуть и поделились впечатлениями. Оказалось, что внутреннее ощущение у всех было разное. У кого-то необычайная радость, а у кого-то в душе воцарились покой и умиротворение. Мне же показалось, что всё пространство – и здесь, и у других святынь, где мы побывали ранее – наполнено любовью и бесконечной нежностью. Но все мы, оказывается, одинаково ощутили, будто находимся в какой-то другой реальности. Здесь не чувствуется бег времени, а все переживания, сомнения, мысли о насущном куда-то испаряются. Здесь как будто другое измерение.

 

ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ

Дастархан в гостевом доме Бекет ата никогда не оскудеваетДастархан в гостевом доме Бекет ата никогда не оскудеваетПоделившись эмоциями, мы вернулись в гостевой дом, выпили чаю и поехали обратно в Шетпе. В идеале приезжающие сюда паломники остаются здесь ночевать. Вечером забивается жертвенный баран, общими усилиями готовится бешбармак. Для сна в гостевом доме имеются две просторные комнаты, одна для мужчин, другая – для женщин. Мы, не располагая временем, ограничились пожертвованием в виде платочков и денег. Нам здесь также выдали по платочку, рекомендовав прикладывать их к больному месту, а также прикасаться к ним в минуты душевного отчаяния, вспоминая о благодати, которую мы испытали здесь.

Обратная дорога до Шетпе показалась уже не такой сложной и вроде как короче. Практически весь путь мы провели в молчании, каждый наслаждался тёплыми чувствами и умиротворением в душе. Говорят, что, побывав у Бекет ата в первый раз, стоит вернуться сюда ещё как минимум дважды. Потерпеть какие-то неудобства в пути, преодолеть весь этот непростой маршрут того стоит…

Тамара СУХОМЛИНОВА

Фото автора

13 июня 2013, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.