6-7 июня компания «Норт Каспиан Оперейтинг Компани Б.В.» (НКОК) совместно с министерством чрезвычайных ситуаций РК провела на Каспии масштабные учения «Кашаган-2013».
ПО ПРОСЬБАМ ТЕЛЕЗРИТЕЛЕЙ
Цель четко сформулирована в пресс-релизе «Кашагана-2013»: «проверка готовности Консорциума к ликвидации аварийных разливов нефти в преддверии добычи первой нефти и отработка взаимодействия с акиматом, министерством по чрезвычайным ситуациям и территориальными органами по чрезвычайным ситуациям в случае аварийного разлива нефти».
В рамках учений была смоделирована авария на искусственном морском острове D – разрыв ветки трубопровода, выброс по этой причине попутного газа, его воспламенение и разлив 450 тонн сырой нефти.
Учения прошли в два этапа. Первый этап предусматривал отработку действий по ликвидации разливов нефти 1-й и 2-й степени на региональном уровне, собственными силами, включая ресурсы Атырауской и Мангистауской областей. Второй этап – ликвидация разлива 3-го уровня, т. е. самой высокой степени сложности, с участием международных специализированных компаний.
Вице-министр МЧС Жанболат СМАИЛОВ, замакима области Салимжан НАКПАЕВ вылетели на Кашаган, журналистам предоставили возможность наблюдать за маневрами онлайн из офиса Аджип ККО в Атырау. Условное нефтяное пятно двигалось в направлении береговой зоны. Согласно Плану реагирования на разливы нефти НКOК, после объявления о катастрофе было принято решение сначала предотвратить утечку газа, затем эвакуировать людей судами и вертолетами и сообщить в офис НКOК в Астане. После чего специальные службы приступают уже непосредственно к сбору и утилизации разлитой нефти. Из атырауского речного порта на мелководье и в береговые зоны Каспия выдвинулось 5 маломерных судов (всего флот компании состоит из 12 зафрахтованных маломерных судов, предназначенных для ликвидации последствий разливов, способных двигаться и в условиях ледостава). Их функции заключались в развертывании боновых заграждений. Это оборудование в виде длинной цепи соединенных меж собой плавучих звеньев предназначено для сбора растекшейся по поверхности воды нефти. Существуют различные виды бонов, в арсенале компании – 400-метровые боны по сбору и локализации, а также огнеупорные боны длиной 150 метров, позволяющие сжигать собранную нефть прямо на месте, в море. В момент обсуждения этих деталей в зале возникла оживленная дискуссия – разрешено ли экологическим законодательством РК подобное сжигание? Я попросила уточнить этот момент руководителя отдела реагирования на разливы нефти Марка ШЕПАРДА, комментировавшего разворачивавшееся на мониторах действо на острове D.
– Каковы последствия такого способа утилизации, как влияют продукты распада нефти после горения на флору, фауну, окружающую среду?
Однако он оказался не готов ответить. По принятой в крупных компаниях практике, каждый специалист отвечает за определенный фронт работы, и Шепард предположил, что ответить на этот вопрос мог бы представитель экологического отдела компании.
На самом деле, как затем пояснил сотрудник одной из казахстанских компаний по ликвидации разливов нефти, привлеченной к этим учениям областным акиматом, это передовая технология, гипотетическое применение которой пока не получило «добро» от казахстанских властей. Сомнения все же остались – сложно допустить, что компании такого масштаба приобретают оборудование, не имея разрешения на его использование… И еще странней тактика нашего правительства, если оно действительно затягивает с его выдачей – снявши голову по волосам не плачут.
В настоящее время общий запас заграждений на морских объектах месторождения Кашаган составляет 2 000 метров бонов, 10 000 метров абсорбирующих бонов (способных впитывать остатки сырой нефти на воде).
ГЛЯДЯ ИЗ АСТАНЫ
7 июня учения по сценарию перешли в фазу аварии 3-го уровня. В этот день на ликвидацию последствий прибыл международный подрядчик НКОК, с которым у компании подписан соответствующий контракт. Британская транснациональная компания OSRL (Oil Spill Response Limited) на этом специфическом рынке уже несколько десятков лет, имеет определённую репутацию (устраняла последствия разливов на Аляске и в Мексиканском заливе), обладает передовыми технологиями и оборудованием. Некоторые образцы компания привезла в Атырау на собственном самолете из Саутгемптона: для спасения и реабилитации диких животных, для поисково-спасательных операций, заградительные боны, укрытия и т. д.
– Сколько часов заняла доставка оборудования?
– Вы сами всё видели: с момента оповещения процесс занял 14 часов, – сказал директор одного из подразделений OSRL Дэвид СОЛТ.
– Вы провели таможенную очистку ввозимого оборудования в предполагаемых обстоятельствах. Как это будет происходить, если ЧП произойдет в действительности?
– Этот вопрос к нашим госорганам, – ответил за Солта один из казахстанских сотрудников НКОК и предположил, что в таких условиях включается принцип «зеленого коридора».
– Как вы оцениваете прошедшие учения?
– Организация – на должном уровне, всё соответствует международным стандартам, – заверил Солт.
– Дайте, пожалуйста, односложный ответ: готов проект к началу добычи нефти?
– Абсолютно.
Судя по высокой оценке прошедших учений, данной вице-министром Смаиловым в заключительном слове, разыгранная по нотам генеральная репетиция станет достаточным основанием для запуска месторождения, которого Атырау ждет со страхом, а Астана – с нескрываемым нетерпением.
Зульфия БАЙНЕКЕЕВА
Фото автора
«Никакие суперпрофи нас не спасут»
В учениях в качестве наблюдателя принял участие руководитель НПО «Каспий табигаты» Махамбет ХАКИМОВ. Я попросила его высказать свое мнение по теме.
– Увиденное на учениях меня сильно не удивило, ибо с чем-то подобным я ознакомился еще в 1999 г. в Великобритании. Ту поездку организовала компания ОКИОК, уже тогда начавшая работы на Кашагане, и наша делегация из представителей госорганов, СМИ и НПО была ознакомлена с деятельностью международной компании OSRL. Я снимаю шляпу перед OSRL – им приходится выполнять самую грязную, тяжелую и опасную работу. Эта «команда спасения» имеет все виды воздушной, наземной, водной и прочей техники, и, самое главное – штат высококвалифицированных специалистов. Опытных, что называется, «волкодавов». К моменту нашей поездки они участвовали в 124 операциях по борьбе с авариями 3-го уровня. Но о чём говорит сама эта цифра? О том, что эта мрачная статистика когда-нибудь коснётся и нас. Я не мистик, но скажу: мы ведь уже получали «предупреждение небес» ровно 6 лет назад, 6 июня 2007 года, когда как раз в тех местах, где шли нынешние учения, впервые в истории Северного Каспия бушевало 5 мощных торнадо…
История морских нефтеопераций убеждает – аварии на Каспии практически неизбежны. Поэтому заявляю снова и снова: необходимо немедленно создать Фонд страхования рисков и гражданско-правовой ответственности. Из мировой практики известно, если компании не создают страховые полисы, фонды и другие заблаговременные возможности компенсаций за свои экологические преступления, любая страна имеет полное право вообще запретить им добычу минеральных ресурсов. К слову, иностранные компании себя заботливо и заблаговременно застраховали, причем за счет будущих нефтяных доходов.
Нефть, добытая на Кашагане, будет прямиком доставляться на Карабатан, от которого рукой подать до Атырау. Оттуда она, очищенная от высокотоксичных сернистых и прочих ядов, пойдет на мировой рынок. А все аварии, отходы, выбросы со всеми их бяками достанутся местному населению и прикаспийской природе.