В Атырау побывала Айжан БЕККУЛОВА (на снимке) – член Союза художников Казахстана, вице-президент Всемирного ремесленного совета по Азиатско-Тихоокеанскому региону (WCC-APR), участница многих международных выставок. Кроме того, она руководит художественным салоном-галереей «ASSIA», занимается выставочной деятельностью.
МАСТЕРА ОБЪЕДИНИЛИСЬ В СОЮЗ
– Айжан, вы возглавляете Союз ремесленников Казахстана. Расскажите об этой организации.
– Немного истории. В 2006 году общественный фонд «OUR HERITAGE» («Наше наследие»), Фонд «Евразия» в Центральной Азии и нефтяная компания «Шеврон» инициировали национальную программу с очень серьезным названием «Развитие ремесел и возрождение народных художественных промыслов в Казахстане». Программа была направлена на улучшение качества изделий казахстанских мастеров, предоставление ремесленникам доступа к рынкам сбыта. За прошедшие семь лет были достигнуты впечатляющие результаты. Многие из мастеров стали участниками тренингов, выставок, ярмарок, конкурсов и пр. Ещё совсем недавно мы не знали друг друга, скрывали друг от друга свои достижения и находки, а сегодня уже воспринимаем себя как часть единого целого. У нас появилась потребность общаться, делиться идеями, строить общие планы. Именно на этой волне в прошлом году целой группой мастеров из 7 регионов страны было инициировано создание Союза ремесленников Казахстана. Спектр деятельности Союза широк: это поддержка традиционных ремесел; содействие профессиональному росту и предпринимательской активности ремесленников, художников-прикладников; проведение конкурсов, выпуск практических пособий, бюллетеней; консультации по вопросам ремесленничества и многое другое.
В стране есть разные творческие объединения, старейшее из которых – Союз художников, но он рассчитан только на профессиональных живописцев и арт-критиков. По критериям отбора народные мастера туда не проходят. Да и сами художники в большинстве своём стараются дистанцироваться от ремесленников, подчеркивая свой более высокий статус. Но все же в основе работы любого художника лежит прежде всего ремесло, без которого невозможно осуществить ни одну творческую задумку. И многие ремесленники – в какой-то степени художники. А часто и со специальным художественным образованием. Недаром слова artisan и artist (ремесленник и художник) в английском языке имеют общий корень. И вообще ремесленник – это звучит гордо.
Наш Союз уже стал членом двух международных организаций – Всемирного ремесленного совета (World Craft Council) и его тихоокеанского регионального представительства. Так что казахстанские мастера успешно интегрируются в международное ремесленное движение.
В ГОСТИ К КОЛЛЕГЕ
– Отдаёте ли вы в Союзе предпочтение какому-либо виду ремесла?
– Мы охватываем практически все ремёсла. Я не могу сказать, что для нас тот или иной вид техник предпочтителен, ведь все они являются нашим национальным наследием. Возможно, чуть больше делаем акцент на войлоке, потому что войлок в Казахстане имеет глубокие корни, но при этом не забываем, к примеру, ювелирку или вышивку. В этом году мы планируем провести в Алматы фестиваль по войлоку, в следующем – по вышивке. В мае прошлого года в музее им. Кастеева прошел фестиваль ювелирного искусства. На него приехала известный мастер из Германии Мартина Демпф. Она опытный лектор, серьезный эксперт, плюс ко всему замечательный ювелир. Для наших мастеров это стало прекрасной возможностью узнать о современных тенденциях, ну и, естественно, показать свое мастерство. Мартина была впечатлена тем, насколько развито у нас ювелирное искусство. Многие мастера участвовали в наших тренингах, мастер-классах, они ездят друг к другу в гости, выезжают за рубеж. Они стали менее «закрытыми», охотнее делятся какими-то своими наработками – это всё, я считаю, результаты нашей программы.
Показательным примером того, что не зря работаем, является конкурс «Шебер», который в этом году проводится уже в пятый раз. Если на первый конкурс подавали в основном некачественные «скороспелки», то сегодня мастера занимаются исследованием старинных технологий, пытаются возродить изделия, некогда использовавшиеся в быту. Не случайно победителями нынешнего конкурса стали мастера, представившие такие уже почти забытые изделия, как шумек – казахский памперс, детская серебряная соска, дорожка для ритуала первых шагов ребенка «Ак жол» и многое другое.
У нашего народа существует множество пословиц, связанных с ремёслами. Великий казахский мыслитель Абай Кунанбаев в сборнике «Слова назидания» посвятил Тридцать третье слово ремесленнику: «Хочешь жить в достатке – учись ремеслу. Богатство со временем иссякает, а умение – нет. Ремесленника, который живет на заработанное своим честным трудом, в народе почитают как святого». Но мы растеряли многое. Изделий – настоящих, которые можно с гордостью показывать во всем мире, тоже до обидного мало. Вот, смотрите: это подлинный казахский мужской чапан, Южный Казахстан, XIX век. Традиционный для нас материал – замша, но посмотрите, какая тонкая выделка. Выделанная кожа и замша была экспортной статьей казахов на Великом Шёлковом пути. Вот традиционное для нас украшение – вышивка шелком биз кесте, полюбуйтесь, какая изящная и мелкая, но сегодня эта техника утеряна, но хочется верить, что у неё будет новая жизнь.
ОСОБЫЙ ЗАПАДНЫЙ СТИЛЬ
– Какова цель вашего приезда в Атырау?
– Мы долгое время не могли к вам выбраться, хотя этот регион славится народными ремеслами. Характер археологических находок в Сарайчике свидетельствует о том, что там изготовляли изделия из металла, стекла, железа, кости. Были гончарные мастерские, которые обслуживали проходящие через Сарайчик торговые караваны. Но особое место занимало ювелирное искусство, имеющее свой собственный стиль. Этим массивным строгим украшениям свойственна, я бы сказала, величественность. К сожалению, осталось так мало мастеров, владеющих специфическими приемами, что этот стиль оказался на грани исчезновения. Но я думаю, ещё не поздно его возродить. Мы сейчас ведем переговоры с местными властями и бизнесом о возможности обучения группы атырауских молодых людей технике ювелирного искусства Западного Казахстана.
– Не планируете ли охватить другие области ремесленничества? Ведь вы одна из лучших мастериц по валянию шерсти.
– Конечно, в Западном Казахстане были развиты и войлок, и ткачество. Но мне пока не хотелось бы «разбрасываться». Надо начать хотя бы одну программу, а потом уже список можно будет и расширить. Тем более, что я сама веду тренинги по войлоку (современные методики). Хотелось бы поработать с местной шерстью.
– Айжан, вы ведь в первую очередь творческий человек, а не организатор. Насколько я знаю, ваши работы выставлены в зарубежных галереях.
– Я получила высшее образование и как организатор, и как экономист, и как художник. Было время, когда я много работала творчески, участвовала в казахстанских и зарубежных выставках. Мои работы находятся в Музее современного искусства г. Турина (Италия), Государственном музее им. Кастеева, президентском Центре культуры (Астана), в частных коллекциях в Германии, Франции, Канаде, США. Но сейчас практически все силы уходят на Союз ремесленников. Надеюсь, настанет время, когда Союз крепко встанет на ноги, тогда и вернусь непосредственно к творчеству.
– Изделия народных мастеров не всегда пользуются в Казахстане тем спросом, которого заслуживают. А вот иностранцы раскупают их весьма активно.
– Я занимаюсь организацией ярмарок народного искусства с 1995 года, и могу констатировать, что если сначала нашими клиентами были в основном (процентов 80) иностранцы, то постепенно ситуация стала меняться, и мы «вырастили» своего казахстанского покупателя. Сейчас можно говорить, что основной покупатель – это казахстанский гражданин со средним заработком.
ТВОРЧЕСТВО ВМЕСТО ТОРПЕД
– Как-то вы сказали, что мечтаете, чтобы в Казахстане был Центр прикладного искусства.
– Этой идеей я загорелась ещё в 1997 году, побывав в США. Мне посчастливилось попасть в два совершенно потрясающих Центра по ремеслу и искусству – один в Коннектикуте, другой – в городе Александрия (The Torpedo Factory Art Center). Это удивительный опыт, когда государство передало в руки творческих людей капитальное громадное здание, где прежде выпускали торпеды для министерства обороны. Это просветительский, образовательный центр, который, кстати, очень успешен и коммерчески. Ежегодно специально для его посещения в Александрию приезжает до полумиллиона человек. Вот тогда-то и пришло ко мне большое желание создать в Казахстане подобный центр. Там могли бы находиться мастерские, а многочисленные посетители наблюдали бы за работой мастеров; выставочные залы и салоны, школы-студии для желающих освоить ремёсла… Пока это только мечта. Но я верю, что рано или поздно она станет реальностью.
–Айжан, вы меня знакомили со своей дочерью Асей, сводной сестрой Сергея Бодрова-младшего. Я знаю, что Ася тоже мастерица. Видно, это у вас семейное.
– Асе нравится мастерить, но пока она стесняется выставлять свои работы. Но то, что она творческий человек, бесспорно. Сейчас она поступила в магистратуру знаменитого университета Bauhaus, где в своё время преподавал Василий Кандинский. В его коридорах выставлены подлинники Родена и Мунка. Университет с большой историей. И Ася, по-моему, чувствует себя там комфортно. Она выбрала специальность медиадизайн. Много фотографирует и даже провела свою фотовыставку в Германии, сделала серию плакатов, занимается рисованием. В общем, пытается найти себя как творца.
Беседовала Зинат УРЫНБАСАРОВА