22 мая в здании Союза предпринимателей и работодателей Атырауской области состоялось очередное заседание Общественного совета при областном Департаменте финансовой полиции.
Замначальника Департамента финансовой полиции по Атырауской области Куаныш ИЗЖАНОВ отметил, что их ведомство работает в режиме моратория на проверки бизнеса – без наличия «железных» им запрещено вмешиваться в деятельность предпринимателей. Финпол работает только на основании аналитических выкладок и сведений, полученных из уполномоченных органов. Кроме того, в поле их деятельности – предприятия, которые работают в сфере бюджетных средств.
– Есть как минимум два критерия для определения лжепредприятий. Во-первых, если они оформлены на слишком молодых людей в возрасте буквально 18-19 лет или, наоборот, на пенсионеров 75-80 лет. Также встречаются случаи, когда в составе учредителей фигурируют лица, которые были неоднократно судимы за тяжкие преступления и большую часть жизни провели в тюрьме, то есть просто физически не имели возможности управлять бизнесом, больные туберкулезом в последней стадии, наркозависимые. Во-вторых, если на предприятии числиться пара человек, там низкий коэффициент налоговой нагрузки и при этом миллиардные обороты, – отметил Изжанов. Взаиморасчёты таких фирм с другими предприятиями так же вызывают оперативный интерес финполовцев, так как известно, что обналичивание бюджетных средств в громких делах, расследуемых в данное время, проходило как раз через подобные лжепредприятия. С начала года по фактам лжепредпринимательства в нашей области возбуждено 8 уголовных дел.
Денежный оборот по банкам, особенно снятие крупных сумм со счетов тоже не остаются без внимания. По словам Изжанова, в настоящее время работает указание Национального банка, в случае сомнительных операций предоставлять сведения в комитет по финансовому мониторингу Минфина РК.
Говоря о фактах пресечения деятельности нелегальных игорных заведений (их с начала года зафиксировано 4), финполовцы предупредили, что не только непосредственно за организацию подпольных казино, но и за сдачу под них помещений предусмотрена уголовная ответственность по статье 269-1 УК РК («Организация незаконного игорного бизнеса»). УК РК. Об этом знали далеко не все бизнесмены.
С начала года в области было зафиксировано 8 случаев фальшивомонетничества. Практически всегда фальшивки обнаруживались сотрудниками банков второго уровня – ведь вся выручка в итоги стекается в банки: кто-то оплачивает кредит, кто-то кладет деньги на депозит и т. д. Изготовители фальшивок предпочитают не мелочиться: во всех случаях фигурировали поддельные купюры достоинством 10 тысяч тенге. Пока все дела находятся на стадии расследования.
– Как только в городе появляются фальшивые деньги, спрос на наш товар повышается, – поведал предприниматель, торгующий аппаратами для проверки купюр. Портативные детекторы с ультрафиолетовым свечением стоят 5-7 тысяч тенге, профессиональные детекторы намного дороже – 75-80 тысяч. На общественном совете обсуждался вопрос установки профессионального детектора на рынках в торговых домах. Но решили, что это не очень продуктивная идея: пока продавец будет бегать к администрации для проверки сомнительной купюры, кто-то должен присматривать за его товаром, да и фальшивомонетчик вряд ли станет дожидаться его возвращения. Поэтому многие предпочитают приобретать недорогие модели. Ну и надеяться на собственный опыт и бдительность.
Зульфия ИСКАЛИЕВА