Город атаковали несметные полчища комаров. И без того скупые радости атырауского лета – прогулки по набережной, посиделки в летнике и детские забавы на свежем воздухе – стали недоступны, стыдно сказать, из-за жалкого гнуса. Мы задали несколько вопросов по этому поводу заместителю генерального директора ТОО «Атырауская областная дезинфекция» Александру ДУМЛЕРУ (на снимке).
АДСКОЕ ТРИО
– Такого нашествия комара Атырау не помнит уже лет 10…
– Если быть точней – восемь. К нам вернулся старый знакомый, уникальный эндемик Aedes Caspius, обитающий только в дельте Урала.
– То-то при ближайшем рассмотрении нынешний комар показался мне ещё менее привлекательным, чем обычно: мелкий, чёрный и злой как чёрт…
– Этот злой, злой, – кивает Думлер. – Не забывайте, он натуральный, из естественной среды, привык питаться дикой птицей и животными. Если вы обратите внимание, есть ещё крупная, тоже дикая разновидность: Culex pipiens. А привык народ к Culex modestus – городскому обитателю затопленных подвалов, популяцию которого мы прекрасно сдерживали на протяжении всех этих комфортных 8 лет.
– В общем, нам представили врага в лицо, и теперь нам известно, что нашей кровью упиваются целых три вида незваных гостей. Ну а теперь самый главный вопрос: кто их впустил?!
– Когда имеешь дело с природой, на такой вопрос ответить односложно нельзя. Я занимаюсь этим вопросом 13 лет, есть опыт и наработки, но происходящее сейчас нельзя объяснить даже с точки зрения хорошо изученной биологии и природы комара. Но есть четкое ощущение дежавю – я поднял все архивные энтомологические данные, за последние 37 лет подобные аномалии наблюдались в 1979 году и в 2005-м. Тогда лёт комаров длился 4 месяца, и все мельчайшие детали нашествия повторяются нынешним летом один в один. То есть это, во-первых, аномальный выплод комара, и это в условиях обрабатываемого инсектицидами города, а на морском побережье вообще чёрная туча стоит. Аналогичная ситуация в Курмангазинском районе, я связался с коллегами в Астрахани – то же самое. Более того, в Москве, как сообщили мои сокурсники, в этом году тоже отмечается ненормальный выплод.
ВЕТРОМ НАДУЛО
Вторая причина – климатическая. Если вы помните, в апреле днём стояла жара, сменявшаяся прохладными ночами. А по технологии начинать обработку при ночной температуре ниже +10 мы не можем. Мы начали обработку по графику – в мае, согласно техзаданию ЖКХ обработали подвалы, открытые территории набережных и скверов, водоёмы и болотистые участки в черте города. До 12 мая город был вычищен идеально: все, кто принимал участие в мероприятиях к 9 Мая, это подтвердят. Пробы из водоёмов показали – личинок нет. Но тут паводок дал воду, и подула моряна. Вы только представьте – 6 дней дует постоянная моряна, которая надула на город миллиарды комаров. Плюс серия пожаров в резервате, в Алгабасе, на полях испарений… Дым гонит комара с насиженных в камышах мест, а ветер несёт его в город. Он и сам способен преодолевать до 5 км в день, а тут ещё попутный ветер. Ну и старая проблема – неподготовленность КСК. Официально в городе 24 неосушенных подвала, но по нашим данным – 102. Поймите, для коммунальщика 5 см жижи на дне подвала это уже победа, для нас – самый страшный кошмар. Вода в таких подвалах быстро прогревается, и идеальная среда размножения для любого вида комара готова. То есть из-за того, что осушенные на бумаге подвалы в действительности не сухие, нам приходится обрабатывать их повторно, потому что теперь там откладывает свои личинки дикий комар. Важно успеть не дать им встать на крыло.
НЕПУГАНОЕ ПОКОЛЕНИЕ
– Мне страшно, просто хоррор какой-то. Хэппи энд по сценарию предполагается?
– В 2005 мы дневали и ночевали на работе, справились с напастью за месяц. Нынче работа идёт в таком же круглосуточном режиме. Минувшая суббота прошла спокойно – я сам объезжал город, а в воскресенье уже было невозможно стоять на воздухе: снова весь день дула моряна. То есть проблема в том, что обработка всегда шла локально, но в этом году ситуация вышла из-под контроля, и необходимо расширять зону воздействия, охватывать пригороды. Мы поправим ситуацию, но нужно время, и важно, чтобы прекратилась моряна, которая к этому времени должна была уже стихнуть. Если нагонного воздействия не будет, уложимся в месяц-полтора.
– То есть бюджет позволяет вам проводить вторую за год тотальную обработку?
– С финансированием тендерных условий проблем нет, все средства мы получаем вовремя, но изменилась ситуация. Нужна барьерная обработка вокруг города, то есть необходимо обрабатывать и пригороды, на которые никогда прежде бюджет не закладывался. Иначе это сражение с ветряными мельницами.
8 лет в городе не было природного комара, уже выросло поколение горожан, которые не знают, что это за злобный гнус, гурьевский комар. Я считаю, это заслуга нашей компании. Не скрою, на пятилетие победы над комаром я проставился: мы с коллегами отмечали эту дату как личный праздник. Понимаете, когда хорошо, этого никто не замечает, это быстро становится нормой. Между тем это каждодневный труд, расписанный на годы вперед план, успех которого при всём при этом нельзя спрогнозировать. Как в этом году, когда природа снова преподала нам урок. Плюс ко всем перечисленным причинам, я не сомневаюсь, что эта аномалия – ответ природы на вмешательство человека, есть чувство, что она немного разозлилась на нас…
Зульфия БАЙНЕКЕЕВА
Фото автора