Атырау, 2 октября 03:40
 ясноВ Атырау +19
$ 480.11
€ 532.25
₽ 5.14

Мелкий бизнес: в Штатах и у нас

7 791 просмотр

В конце марта состоялся визит в США казахстанской группы бизнесменов во главе с вице-премьером, министром индустрии и новых технологий РК Асетом ИСЕКЕШЕВЫМ. Об условиях, в которых развивается американский малый и средний бизнес, мы побеседовали с одним из участников поездки, атырауским предпринимателем Алибеком МУХИТОМ (на снимке).

Основная программа предусматривала посещение офисов и встречи с топ-менеджерами крупных американских нефтяных компаний Chevron, Exxon Mobil, Schlumberger, Halliburton, Weatherford и Baker Hughes, но мой собеседник, посетив изрядное количество мест по своему маршруту, постарался составить своё мнение о том, как ведут бизнес американские предприниматели и какова в этом роль государства.

 

НЕ ТРАТЬ ВРЕМЯ НА ТО, ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДРУГИЕ

– Малый бизнес в США расценивается как основной источник новых рабочих мест и инноваций. Он обеспечивает более половины всех рабочих мест, экспортирует более четверти товаров и услуг из США, регистрирует в 13 раз больше патентов, чем крупные компании.

– Что способствует такому размаху?

– Во-первых, упрощённая система регистрации бизнеса, низкие проценты по банковским кредитам. И главное – налоги платятся не с оборота, где сидят текущие расходы, а с прибыли. Цель – чтобы человек нашёл себе занятие, обеспечивающее ему доход, встал на ноги, а уже потом его облагают налогами. Разумеется, крупный бизнес там облагается высоко.

Благодаря комфортным условиям для бизнеса и высокой конкуренции в США сильно развит аутсорсинг (договорное привлечение сторонних организаций). Приведу пример: в штате Мичиган у Гари РОДЕНБУРГА, у которого мы были в гостях, есть магазин и сервисный центр, специализирующийся на реализации и сервисе погрузчиков. Всю бухгалтерию за него ведёт нанятая бухгалтерская компания; компьютеры, лаптопы, планшеты и оргтехника предоставлены в аренду и обслуживаются другой профильной компанией; юридические услуги предоставляет ещё одна привлечённая компания – и всё в таком духе. Все эти услуги абсолютно доступны по стоимости. В итоге хозяин и работники СТО занимаются только своей работой, внедряя инновации для сокращения затрат и повышения прибыли.

Особенно впечатлило нас посещение фермерского хозяйства его сына Джола РОДЕНБУРГА недалеко от небольшого городка Сидар Спрингс. У него земли не более 20 соток, и при этом достаточно большое хозяйство с 20 коровами, 10 овцами, 30 курами и пасекой из пяти ульев. А ведёт хозяйство семья из двух человек – Джол и его жена. Причём в свободное от работы время Джол работает у отца в компании инженером, а супруга преподаёт в местной школе.

Техника для аграриев там стоит дёшево. К примеру, трактор с двумя прицепами (один косит траву, второй собирает) обошёлся им в пять тысяч долларов.

Другой момент – налаженный сбыт готовой продукции, опять же по принципу аутсорсинга. Раз в неделю к ним в хозяйство приезжает человек и забирает продукцию для последующей реализации в местном супермаркете. В округе живёт 70 тысяч человек, а супермаркет этот по размерам больше нашей «Дины» раза в три и представляет собой огромный склад с продуктами и товарами на любой выбор. Продукты почти все местного производства.

Во время посещения Хьюстона в нефтяном штате Техас, американского «аналога» Атырау, мы почувствовали, как сильно отстаём именно в организации малого и среднего бизнеса. Например, мы были в местной небольшой компании, специализирующейся на поставке и обслуживании нефтяных насосов и клапанов. Начинали они с того, что завозили оборудование из Великобритании, но потом открыли производство и наладили выпуск продукции. Сейчас реализуют свою продукцию, занимаются её сервисом, а также оказывают услуги по хранению на своих складах оборудования заказчика и по утилизации отслуживших свой век насосов и клапанов. При этом вся компания состоит всего из 30 человек. Все непрофильные обязанности выполняются сторонними компаниями на аутсорсинге.

 

«ПОСТОРОННИМ ВХОД ВОСПРЕЩЁН»

– А как с обслуживанием крупных проектов? У нас, как правило, к ним не пробиться. В национальных компаниях объёмы расходятся между «дочками» и аффилированными фирмами.

– Там действует та же система аутсорсинга. Крупные компании передают объём компаниям, специализирующимся на управлении проектами, те в свою очередь в условиях конкуренции распределяют объёмы между субъектами малого и среднего бизнеса. Что мне нравится – это то, что каждый занимается своим делом. Американцы называют это division of work. Я лично считаю, что неэффективно заниматься несколькими делами одновременно. В Казахстане в составе операторской компании есть организации, которые обслуживают здания, сдают в аренду транспорт и организовывают питание персонала. За счёт таких «дочек» раздуваются штаты, поднимаются цены, и таким образом наносится большой ущерб нашей экономике. Такие непрофильные организации не работают на свободном рынке. Они просто не выживут без «материнской» компании, потому что обслуживают только тех, кто находится в холдинге или имеет к нему отношение. Моё мнение – такие организации надо выпускать на свободный рынок, а объёмы работы выдавать на конкурс в конкурентную среду.

В США даже если крупный бизнес и имеет подобные компании, то они не имеют права обслуживать компании, входящие в холдинг. Я был в офисе компании Google (Google Ad) в Ann Harbor, это пригород Детройта. Эта организация имеет капитал в размере $267,4 млрд, но в её состав не входят непрофильные активы или организации. У них нет собственного здания, так же как и компании, которая управляет транспортом или столовой. Все эти услуги предоставляет другая компания, которая управляет зданием, где Google арендует площадь. Сама же Google занимается только управлением и продажей своего продукта и исследовательскими центрами для новых продуктов. Они сотрудничают с местным бизнес-инкубатором, откуда выдергивают при необходимости лучшие проекты, но это уже другая история.

В нашей же действительности государственные деньги уходят на содержание раздутых штатов национальных компаний и их «дочек», менеджмент которых заранее уверен, что без объёмов в любом случае не останется. А следовательно, они работают неэффективно.

 

ДАЙТЕ ИМ ШАНС

– Что, по вашему мнению, нужно для широкого развития МСБ в нашей стране?

– Казахстан – страна молодая, и, думаю, у нас есть все шансы. Но только при разумной экономической политике государства. Для молодых предпринимателей очень важно не загнуться на начальном этапе бизнеса. В первые три года бизнесмену тяжело платить налоги. Вроде, упростили систему налогообложения, но легче не стало. Объясню почему. В первые месяцы у предприятия очень много затрат и никакой прибыли, а тут ещё 3% с оборота надо платить, не говоря уже о затратах на персонал, где 10% пенсионных, 10% подходного налога и ещё соцналог в 5%. А ещё есть аренда помещения, закуп оборудования и т. д. Представляете, сколько денег должен платить молодой предприниматель?! Было бы хорошо, если бы он платил налоги лишь с прибыли, как в Штатах, тогда оставались бы деньги на развитие бизнеса.

Лаура СУЛЕЙМЕНОВА

2 мая 2013, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.