На Дне открытых дверей в управлении Комитета по правовой статистике и специальным учётам Генеральной прокуратуры по Атырауской области гостей ознакомили с инновационными проектами ведомства, направленными на защиту прав граждан, а также на прозрачность работы государственных органов.
ЭТАПЫ БОЛЬШОГО ПУТИ
Проект «Бизнес тірегі» призван обеспечить прозрачность проверок предпринимателей госорганами.
– Назначение и проведение проверки субъекта бизнеса можно условно разделить на два этапа. На первом наши сотрудники проверяют законность назначения проверки. Если обнаружим нарушение, то имеем право отказать в регистрации акта о назначении проверки, – говорит старший прокурор отдела управления Ляззат КОЙЛЫБАЕВА. – Но чаще всего нарушения встречаются на втором этапе, когда проверяющие наведываются к предпринимателю, не зарегистрировав соответствующий акт, либо выходят за рамки своих полномочий в ходе самой проверки. Благодаря проекту «Бизнес тірегі» у предпринимателей появилась возможность оградить себя от незаконных действий.
Чтобы узнать, обоснованно ли назначение проверки, зарегистрирована ли она в органах правовой статистики, предпринимателю надо перейти в раздел «Информация о регистрации проверок предпринимателей» на сайте http://service.pravstat.kz. В случае незаконной проверки или каких-либо нарушений в её ходе предприниматель может оставить на портале соответствующее информационное сообщение.
Аналогичную информацию можно получить, отправив sms-сообщением номер регистрации акта проверки на номер 1012 или позвонив в Call-центр комитета по телефону 1414. На все эти сообщения незамедлительно реагирует мобильная группа.
ЭЛЕКТРОННОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
Один из инновационных проектов комитета – «Электронная книга учета заявлений и сообщений о преступлениях, происшествиях». Она обеспечивает регистрацию каждого заявления в электронном формате.
– Любое заявление, поданное в органы внутренних дел, автоматически попадает в базу данных электронной КУЗ,– демонстрирует программу на своём компьютере Л. Койлыбаева. – Таким образом, мы в любое время можем отследить судьбу заявления, проконтролировать, соблюдаются ли сроки для принятия процессуальных решений. Если по какому-то заявлению, к примеру, вовремя не приняты меры, программа сразу на это укажет. Кроме того, у заявителя есть возможность самому отслеживать судьбу своего обращения. Емувыдается талон-уведомление с кодовым номером, на обороте указаны электронный адрес http://service.pravstat.kz, номера телефонов 1012 (SMS-сервис), 8 800 080 7777 (со стационарного) и 1414 (с мобильного), по которым можно получить соответствующую информацию.
Более того, благодаря запуску электронной КУЗ подать заявление о правонарушении можно не выходя из дома или офиса. Для этого надо иметь электронную цифровую подпись (заявка на неё подается в режиме onlineна сайте www.pki.gov.kz либо на портале электронного правительства www.egov.kz). Подача заявления осуществляется на сайте www.pravstat.kz, где по ссылке «Подача заявлений о преступлениях и происшествиях» размещены правила пользования. Пользователь может выбрать любой удобный способ для информирования о ходе рассмотрения его заявления – электронной почтой либо sms-сообщением на мобильный телефон (стоимость sms– 15 тенге).
КУДА УШЛО ПИСЬМО?
Ещё одна новинка, запущенная комитетом по правовой статистике совместно с администрацией президента РК, – проект «Айкын».
– Только в нашей области в государственные органы ежегодно поступает около 200 тысяч обращений граждан по различным вопросам. В первом квартале этого года поступила 41 тысяча обращений от физических лиц и 22 тысячи – от юридических. Благодаря программе «Айкын» у людей появилась возможность отслеживать весь путь передвижения обращения по чиновничьей лестнице,– говорит Ляззат Койлыбаева.
С 1 апреля этого года система «Айкын» применяется в работе аппарата акима Атырауской области. Со временем её начнут использовать городской и районные акиматы.
Схема следующая: при подаче обращения в госорган заявитель получает от сотрудника канцелярии, принявшего обращение, талон с индивидуальным 18-значным номером. По этому номеру он может получить информацию о ходе, сроках и результатах рассмотрения обращения следующими способами:
- позвонив бесплатно на номера 8 800 080 7777 (со стационарного телефона), 1414 (с мобильного) и продиктовать оператору номер талона;
- отправив sms-сообщение с номером талона на номер 1012 (15 тенге за сообщение для всех операторов связи);
- зайдя на сайт http://service.pravstat.kz и выбрав раздел «Обращения в государственные органы», в специальном поле набрать номер талона.
В случае невыдачи работником канцелярии талона заявитель может обратиться в call-центр Генеральной прокуратуры по телефону 115.
Тамара СУХОМЛИНОВА