Атырау, 28 ноября 10:30
 будет пасмурноВ Атырау +4
$ 499.51
€ 525.83
₽ 4.62

Война лейтенанта Смыслова

8 209 просмотров

Апрель 1943 года. В ту весну 18-летний Александр СМЫСЛОВ прощался со своей бабушкой на перроне вокзала. Станционный динамик рвал душу: «Прощай, любимый город…». «Ну, будет тебе, ба…» – парень неловко вывернулся из объятий плачущей старушки и прыгнул на подножку отъезжающего поезда. В этот день с вокзала отправлялось три состава, и ехали все свои – выпускники Гурьевского пехотного училища. Ехали на войну.

ПЕРВЫЙ ОБСТРЕЛ

На Батайской станции под Ростовом в небе неожиданно возникли немецкие самолёты. Все бросились врассыпную, прячась за любую кочку. Саша бежал до колодезной рамы, валяющейся на дороге.

Боковым зрением, словно в замедленной съёмке, видел, как его старшине пулемётной очередью перебивает обе ноги… как какой-то гражданский зачем-то взбирается на крышу деревянного туалета… как двоих его новых знакомых, одного за другим, прямо на бегу подкашивают пули… Вслед за пулемётными очередями полетели бомбы. Перевернувшись на спину в своём убогом укрытии, парень провожал расширенными от ужаса глазами брюха самолётов, каждый раз неосознанно складывая пальцы в фигу.

…Когда всё закончилось, стали считать потери. Из курсантов погибли 12 человек, погиб старшина. А дядька с крыши уборной остался невредим. Чуть позже выяснится, что уничтожение трёх составов из Гурьева с новоявленными лейтенантами, будущими командирами взводов, и было целью немцев. Второе нападение врагов было провалено – поезд защитили наши зенитки. Всю дорогу до Краснодона в вагонах, нарушаемая лишь стуком железных колёс, стояла почти гробовая тишина.

 

ТРОФЕЙНЫЕ ВАГОНЫ С СЮРПРИЗОМ

В недавно освобождённый от немцев Краснодон добрались без потерь. Здесь формировалась 257-я стрелковая дивизия. Александр был направлен в село Гуляйполе, где сразу же стал командиром взвода из 30 человек. В подчинении юнца оказались уже опытные бойцы, не раз побывавшие в бою.

Я не задирал нос, мол, я хоть и молодой, но командир, а вы мои подчинённые, – вспоминает ветеран. – Бойцов своих уважал, и они меня тоже.

…Под Донбассом Смыслов проездом попал на одну из узловых станций, буквально несколько часов назад отбитую у немцев. Вагоны, которые назывались трофейными, были брошены фашистской армией во время отступления. Плотно запечатанные: там могли находиться боеприпасы, техника, еда наконец. Сбив замки и открыв двери, солдаты замерли, сгрудившись у входа. Сбившись в затравленную кучу, щурясь от внезапного солнечного света, жались друг к другу девушки.

Это были девки, которые путались с немцами, – говорит Александр Александрович. – В Германию уехать собрались, в своих лучших нарядах, с чемоданами… тьфу на них. Разогнали их по домам, как уж они дальше жили с таким-то позором, я не знаю.

 

ПАМЯТИ НЕИЗВЕСТНОГО ГЕРОЯ

Путаясь иногда в событиях и датах (всё-таки возраст), старый воин вспомнил освобождение Мелитополя, в котором участвовал. Стоял октябрь 43-го. Его взвод занял высоту. Внизу растекалась речка, где-то по бокам, в низинах ущелья, расположились другие взводы. Вдруг справа выехала группа вражеских танков.

У нас было два противотанковых орудия, – вспоминает Смыслов. – Стрелять в лоб бесполезно – не пробьёшь. Надо было дожидаться, пока танки повернутся к нам боком… Ох, и жарко было тогда!Многого не помню, дочка. Но не забуду никогда того чернявого парнишку с бутылкой зажигательной смеси. Расскажу тебе про него. Я всегда про него рассказываю, хоть и имени его не знаю.

Как говорит ветеран, зачастую бойцы даже не успевали метнуть «коктейль Молотова» в танк: если в бутыль попадала пуля, то она взрывалась в руках. И тогда облитые смесью люди буквально превращались в факелы, сгорая заживо.

…Пропустив над собой гитлеровский танк, солдат выпрыгнул из окопа с уже зажжённой бутылкой. Горящая капля пламени упала ему на ногу, штанина вспыхнула, и огонь пополз вверх. Превозмогая боль обожжённого тела, герой побежал вслед за танком, забрался на него, уже объятый пламенем, и разбил бутыль о броню. Танк загорелся и вскоре остановился. Выпрыгнувших из него танкистов постреляли другие солдаты.

 

НА ВОЛОСОК ОТ СМЕРТИ

…В один из дней по заданию командира батальона Смыслов должен был проверить дальнюю часть позиции. Добравшись до места, он услышал неразборчивые голоса. Кто его тогда остановил, не дал выкрикнуть приветствие? Вероятно, ангел-хранитель.

Прислушавшись, различил отрывистую немецкую речь.

«Как же так? Где же наши?»– изумился он. Глянув на автомат, понял, что он не поможет. Ещё у него было две гранаты. Он ползком подобрался поближе и швырнул их одну за другой. Два взрыва прогремели почти одновременно.

Тихо так стало… Потом ещё ближе подполз – смотрю, пулемёт разбитый валяется. Наших не видно, вот только этих, как тараканов, поразбросало, – вспоминает фронтовик. – Живо побежал назад, доложить, что часть нашей позиции оголена. Бегу, а тут наши стрелять начали. Прядь волос с моей челки пуля выстригла. Упал я, лежу. Поражаюсь своей везучести. Когда затихло, докричался: мол, свой я – не стреляйте…

 

НЕХОРОШЕЕ ПРЕДЧУВСТВИЕ

…Замечал Смыслов, что многие из бойцов чувствовали свою гибель загодя.

Как-то шли мы с моим помощником сержантом, забыл уж, как его звали,– рассказывает он. – После боя это было. То тут, то там лежали наши солдаты – каждый со своей смертельной раной. Сержант остановился у тела с раскроенным черепом и говорит: «Как страшно вот так умереть и потом лежать с половиной башки. В ожидании, когда тебя похоронят». Помолчал и добавил:«Знаешь, у меня предчувствие нехорошее». –  «Да, брось ты, – ответил я.У всех у нас предчувствие». Не прошло и суток, как в бою его убило разрывной пулей. В голову.

Александра Смыслова в том бою ранило в бедро. Изо всех сил он жмурил глаза и сжимал кулаки, лишь бы не потерять сознание, лишь бы в плен не попасть. Он снял ремень и туго затянул его на бедре.

Каждое движение приносило нестерпимую боль, но он нашёл в себе силы доползти до воронки, оставшейся от бомбы. Свалившись в неё, потерял сознание. Очнулся он, когда наступила ночь. Тупо уставившись на звёзды, никак не мог вспомнить, как очутился в этой яме. Непослушное сознание выдало только строки из песни, и он шёпотом запел: «…тёмная ночь, только пули свистят по сте…».

«Товарищ лейтенант, к нам ползёт кто-то»,– раздался голос совсем рядом. От неожиданности Смыслов дёрнулся, и пронзающая боль в бедре помогла ему вспомнить всё. Вглядевшись в темноту, он увидел, что в воронке ещё двое раненых. Бойцы прислушались: извне вновь послышался шорох. «Ну-ка, поднимите-ка меня,– попросил Смыслов. – И автомат дайте». Выглянув из укрытия, командир понял, что их воронка находится прямо посередине между своими и немцами. Чуть поодаль он заметил движение. К яме действительно кто-то приближался. Вскинув оружие, гаркнул: «Стой, кто ползёт!?»В ответ – тишина. «Если б немцы были, огонь бы открыли,– спускаясь вниз по стенке, сказал Смыслов. – Мои это парни ползут. Темноты ждали». Так и оказалось.

…В госпитале Смыслов пережил несколько операций, врачам пришлось здорово постараться, чтобы не только вытащить его с того света, но и ногу сохранить. Сделали всё, что могли – вот только стала она короче на четыре сантиметра. Так в свои 19 лет он стал инвалидом и был комиссован в Свердловск. А уж оттуда – домой, в Гурьев.

 

НОВЫЙ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ

Здесь он и познакомился со своей будущей женой – Антониной Сергеевной.

 В те времена себе жён выбирали на танцах, – вспоминает он. – Но я со своей ногой танцор был не ахти какой. «Так что же мне теперь – всю жизнь бобылём,думал я.Ведь мне уже 22 года, и ещё не женат». Бабушка моя посоветовала мне в жёны девушку хорошую – токаря с завода Петровского. Познакомились, женились вскоре. Вот уж 67-й год вместе. Правда, обезножила моя старушка полтора года назад, теперь за ней ухаживаю. Некому больше.

После увольнения Александр Александрович работал на нефтеперегонном заводе, много лет в ДОСААФ и почти всю жизнь в школе с детьми в должности военрука. Кто бы мог подумать, но на пенсии этот дедушка всего… три года.

Даже в свои 89 Александр Александрович ведёт активный образ жизни. В преддверии главного майского праздника каждый день его где-нибудь ждут – школа, садик, колледж… Деловито открывая потрёпанный блокнот, он перечисляет места, куда приглашён и куда, несомненно, с удовольствием пойдёт.

Ветеран участвует в государственной лотерее и, что удивительно, регулярно выигрывает. С первого своего выигрыша купил мультиварку, освоил её и радует жену новыми блюдами. Впрочем, пельмени, слепленные вместе с супругой, – его любимое блюдо и по сей день, не говоря уже о рыбных пирогах.

Буквально на днях Смыслов, перебирая бумаги, выяснил, что всю жизнь неправильно праздновал свой день рождения:

Представляешь, в метрике стоит дата регистрации рождения 20 октября, я и думал, что в этот день родился. В понедельник рылся в бумагах и обнаружил другую дату – 22 сентября. Вот это и есть мой настоящий день рождения. В канун своего 90-летия обнаружил! Ну, делааа!

Уже на пороге Сансаныч сыплет мне в ладони горсть конфет, неудобно ему, видите ли, отпускать гостью без подарка. В ответ на моё «спасибо», радостно жмурится, как кот на солнце. Понизив тон, по-пацански подмигивает:

Приходи в гости. Тщщщ… Бабка у меня, ой, ревнивая… Шучу-шучу. Ну, покедова, Настасья! Ты просто так приходи, без повода… Любим мы, когда к нам приходят…

Анастасия ПАСТУХОВА

Фото автора

2 мая 2013, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.