В ауле Шырпной, относящемся к сельскому округу Кенозек, – 15 домов. Это в 12 километрах от областного центра.
Когда мы подъехали к Шырпному, было тепло. Отогнавшие свой скот на пастбище местные жители вышли погреться на весеннем солнышке, а заодно потолковать о житье-бытье.
Они рассказали, что в ауле три крестьянских хозяйства, которые занимаются преимущественно разведением скота.
Руководитель КХ «Ринат» Тлек ИЩАНОВ:
– Сейчас у меня девять коров. Конечно, хотелось увеличить поголовье, но никак не получается взять кредит. Тут замкнутый круг. По новым стандартам жилые дома и скотные помещения крестьянских хозяйств должны быть выложены из одинакового кирпича, а двор должен быть обнесён оградой. Но где взять деньги на всё это? Ведь мы не можем оформить в качестве залога ни свой дом, ни свой скот.
–Я смотрю, у вас есть электричество...
–Всё просто:мы купили электрогенератор. Но не у всех жителей есть такой дизель. Мы включаем его на короткое время по утрам и вечерам. Успеваем ознакомиться по телевизору с новостями и посмотреть один фильм. На этом культурная программа заканчивается.
– Самая главная для нас проблема – это отсутствие электричества. Его здесь никогда и не было, – говорят жители аула. – А ведь совсем рядом с нами есть линия электропередачи. Но разрешение на подключение нам не дают. Как нам удалось выяснить, эти опоры принадлежат Атыраускому нефтепроводному управлению.
– Я хотела лично рассказать акиму области о наших проблемах, но не удалось попасть на приём. Кроме электричества, у нас нет воды и нормальной дороги, – говорит жена Тлека Калыш. – На машине отсюда до города рукой подать, но стоит пройти дождю, как здешние просёлочные дороги превращаются в непроходимое болото. Вам повезло, что вы приехали в ясную погоду. Но советую здесь сильно не задерживаться: будет дождь – и вам придётся погостить у нас пару дней, пока не подсохнет. Воду мы берём из самодельных колодцев. Когда есть возможность, выезжаем в город за водой с канистрами и бутылками.
Следует отметить, что прессованием и доставкой сена для скотоводческих хозяйств здесь занимается КХ «Канат». Сенокосные угодья расположены недалеко, на территории этого же населённого пункта.
Когда уже засобирались в обратный путь, увидели мчащийся в клубах пыли уазик. Выяснилось, что за рулём 74-летний местный житель Орын ТЛЕУБАЕВ (на снимке), онприехал с городского рынка «Насиха», где удачно продал молоко со своего подворья.
– Я живу здесь с 1991 года. У меня десять детей: пять сыновей и пять дочерей. Держу на скотном дворе десяток коров. Я слишком стар, чтобы создавать крестьянское хозяйство, а у детей есть у каждого своя работа. Мы ни на кого не надеемся, дали бы только свет, –говорит О. Тлеубаев.
И ещё одна проблема у здешних жителей: в прошлом году волки задрали около 50 голов скота. Есть потери и в этом году.
Аким сельского округа Кенозек Гарипжан АБИШЕВ:
– Населённый пункт Шырпной находится в 20 километрахот села Таскала, его территория относится к сельскому округу Кенозек. Рядом с аулом протекает канал Р-1. Жители Шырпного не прописаны по месту жительства. Многие из них перебрались сюда из Химпосёлка, Кара Депо и Геолога, для того чтобы заниматься разведением скота. Централизованное газо-, водо- и электроснабжение осуществляется только в том случае, когда жилых домов больше 50. В данной ситуации строительство инженерных коммуникаций не представляется возможным.
Руководитель КХ «Есенов» Бултай ЕСЕНОВДля подключения к высоковольтной линии АНУ потребуются большие затраты. Стоимость одного трансформатора превышает 2 млн тенге. Расчитывать на помощь властей в данном вопросе жителям вряд ли стоит.
Руководитель КХ «Есенов» Бултай ЕСЕНОВ (на снимке):
– КХ «Канат» продаёт нам 200-килограммовые рулоны по 2 500 тенге. Это вдвое дешевле, чем в городе.
Помощница руководителя КХ «Канат» Айбарша ТОЛАГУЛОВА Помощница руководителя КХ «Канат» Айбарша ТОЛАГУЛОВА (на снимке):
– Сено мы заготавливаем на участке «Майголь». У нас самих около 25 бурёнок. Делаем всё возможное, чтобы увеличить поголовье скота.
Айнур САПАРОВА
Фото автора