Атырау, 2 октября 00:32
 ясноВ Атырау +19
$ 480.11
€ 532.25
₽ 5.14

Рисковые вы ребята

7 669 просмотров

Новшеством традиционной нефтегазовой конференции OilTech Atyrau, прошедшей в Атырау 16-17 апреля, стало проведение семинара по экологии и технике безопасности.

РЕАГИРОВАТЬ ИЛИ ЛИКВИДИРОВАТЬ?

С презентацией по Северо-Каспийской экологической базе реагирования (СКЭБР) выступил инженер технологического отдела НИПИ «КаспийМунайГаз», проектировавшего базу по заказу ТОО «ТенизСервис», Еркин СУЛЕЙМЕНОВ.

Изначально база позиционировалось как панацея от нефтяных разливов на Кашаганском месторождении. Но, как следовало из презентации Сулейменова, концепция использования базы по сей день не продумана в полном объёме. Напомним, в функции базы входит реагирование на разливы нефти и нефтепродуктов второго уровня (до 250 тонн), экологический мониторинг, обучение персонала, реабилитация животных и хранение оборудования.

Из существующих сегодня способов ликвидации нефтяных разливов (механический, термический, физико-химический, биологический) наиболее эффективным, по мнению Сулейменова, является механический способ, то есть сбор разлитой нефти с поверхности моря:

Для этого на базе необходимо создать дополнительные ангары для судов по ликвидации разливов нефти нефтемусоросборщиков и нефтесборных судов (скиммеров). В этом случае мощности базы позволят не только реагировать на разливы, но и ликвидировать их.

Интересно, что же тогда подразумевалось под «реагированием»…

Что касается мониторинга, наиболее эффективным, по словам Сулейменова, является аэрокосмическое наблюдение над казахстанским сектором Каспия. В пример была приведена авария, случившаяся в 2011 году у посёлка Нефтяные камни. На слайде четко видно, как по морю расплывается нефтяное пятно. Сулейменов считает необходимым строительство баз, подобных СКЭБР, в других зонах ответственности береговой линии, определённых согласно государственной программе освоения казахстанского сектора Каспийского моря (КСКМ). Всего их три: Атырау (I зона), Баутино (II зона), Курык (III зона). В последних двух размещаются морские порты, производственные мощности, в том числе по очистке отходов.

В качестве рекомендаций были предложены сбор нефти навесными системами, не требующими установки бонов (это, по мнению Сулейменова, сократит время локализации и уменьшит экологический ущерб), а также проведение регулярных учений на Каспийском море и взаимодействие со всеми странами Каспийского региона.

Каспий принадлежит не только Казахстану,– резонно заметил проектировщик.

 

НЕПРЕДСКАЗУЕМОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Откровением прозвучало выступление инженера-технолога НИПИ «КаспийМунайГаз» Ксении КУЛМАНОВОЙ, сделавшей упорна прогнозировании нефтяных загрязнений в море. По её словам, в будущем при ежегодной добыче 100 млн тонн в море будет попадать до 100 тысяч тонн нефтяных загрязнений. Напомним, консорциум НКОК планирует добывать на Кашагане до 50 млн тонн нефти в год, но у него есть и другие подрядные участки на Каспии. Кстати, менеджеры по экологии и разливам нефти НКОК Вальер РИЦЦИ и Марк ШЕПЕРТ присутствовали на конференции.

Кулманова отметила сложность построения адекватных схем поведения нефтяных пятен из-за целого ряда природно-климатических условий на Северном Каспии: меняющие направления ветры и связанные с ними сгонно-нагонные явления, нестабильность береговой линии, мелководье. Отмечалось также непредсказуемое поведение нефтяных пятен, оказавшихся в толще льда и подо льдом.

Словом, специалисты в очередной раз засвидетельствовали, что лезть за нефтью в Каспий – дело чрезвычайно рисковое. Вот только никого это не останавливает.

Лаура СУЛЕЙМЕНОВА

25 апреля 2013, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.