Атырау, 15 января 17:41
 будет пасмурноВ Атырау -3
$ 530.24
€ 543.97
₽ 5.16

Апрельские тезисы инвалидов

8 407 просмотров

12 апреля группа инвалидов вышла на публичную акцию протеста против снижения зарплаты для их индивидуальных помощников (см. «Прикованные горсобесом»). Спустя четыре дня последовал «ответный визит»: группа чиновников из профильных учреждений назначила встречу в реабилитационном центре для инвалидов. Переговоры едва не провалились.

«ВЕЛЕЛА МНЕ ВЫЙТИ ВОН»

Градус встречи временами грозил выйти за рамки мирного общения. Видимо поэтому дальновидные начальники прислали вместо себя заместителей. Обездвиженные, полуслепые и совсем незрячие люди жаждали встречи с руководителем городского отдела занятости и соцпрограмм Нурлы ХАБИЕВОЙ, которая стала для них своего рода символом их сегодняшних трудностей, но этот удар взяла на себя её заместитель Катима ИСКАЛИЕВА. Точно так же вместо заявленной в программе руководителя управления занятости и социальных программ по Атырауской области Клары МУКАШКЕРЕЕВОЙ пришел её заместитель Бакытжан МУХАМБЕТОВ, который объявил, что занял эту должность буквально пару недель назад, и от участия в прениях отказался.

Представитель департамента труда и соцзащиты Эмелия ГРЕЧАНИК в ходе встречи тоже не сказала ни слова. Роль громоотвода досталась известному ветерану социальной юридической консультации Тулегену Законовичу ИЩАНОВУ. Но говорил пожилой человек тихо, микрофона в зале не было, он апеллировал к законам и правилам, а люди желали получить немедленные ответы, и возмущаться начали не только слабослышащие…

Атмосфера накалилась до предела, изливалась масса негативной информации. В том числе застарелые претензии по то ли «недовыданным», то ли, по мнению инвалидов, украденным средствам.

Ответить на них никто из «гостей» так и не смог. Так же, как и на претензии по непонятной системе дифференцированной оплаты труда индивидуальных помощников. Как утверждают инвалиды, в 2006 году она составляла 12 тысяч тенге ежемесячно, потом снизилась до девяти тысяч, шести и даже трёх тысяч в 2011 году, причём каждый месяц по-разному. Хотя в соответствующем постановлении от 2008 года говорится, что оплата производится «из расчета размера заработной платы специалиста по социальной работе в час согласно системе оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счёт средств госбюджета, работников казенных предприятий, но не более 8 часов в день». То есть подразумевается определённая стабильность, уж хотя бы в рамках года. Некоторые инвалиды махнули рукой на эти подачки, когда вдруг в 2012 году оказалось, что труд индивидуальных помощников (а это, как правило, члены семьи людей с ограниченными возможностями) вдруг стал приносить 25 тысяч тенге в месяц. Выигравшее конкурс на закуп специальных социальных услуг индивидуального помощника ОО «Мугедек алеми» ведет выплаты и сегодня.

Горотдел занятости и соцпрограмм выдал нам список получателей этой услуги, вместе мы согласовали размер выплаты на год, говорит председатель ОО «Мугедек алеми» Кульбаршин НУРЖИГИТОВА. –В Астане, Караганде платят около 30 тысяч тенге, в Алматы 35 тысяч. Мы поделили утверждённые маслихатом 30 миллионов тенге на количество указанных в списке инвалидов, вышло по 25 250 тенге на каждого в месяц. Люди, узнав, что зарплата индивидуальных помощников заметно выросла, побежали к нам с индивидуальными программами реабилитации (ИПР). Просто некоторые устали заполнять табели и бросили это дело, мол, игра не стоит свеч, а тут, конечно, ситуация изменилась. В итоге деньги выделили 14 инвалидам сверх выданного горотделом списка. Но мы работали по согласованию с горотделом соцзащиты и, поскольку люди имели на руках ИПР, выдавали им деньги. А их не хватило. И начался конфликт. В марте Нурлы Хабиева организовала проверку, по результатам которой собрала людей в кабинете, назвала эти деньги «переплатой» и потребовала вернуть их в бюджет, фактически пригрозив в ином случае удержать их с выплат за нынешний год. Также она предъявила обвинение тем из индивидуальных помощников, которые имели на стороне приработок, то есть дополнительную работу, что было выявлено ею по базе.

– А они не имеют на это права?

– В действующем постановлении об этом информации нет.

Этот разговор подтверждают инвалиды и их родственники, присутствовавшие на той мартовской встрече:

Хабиева начала на повышенных тонах истребовать 28 тысяч тенге с одной из инвалидов,– рассказала Мампаси НУРМАШЕВА. – Я сделала замечание, мол, откуда ей их взять, если они уже выплачены помощнику. Она велела мне идти вон.

ВОПРОСЫ БЕЗ ОТВЕТОВ

Большие нарекания у инвалидов и по срокам проведения конкурса на госзакуп специальных социальных услуг. В прошлом году деньги на счет «Мугедек алеми» пришли только в сентябре. Задержка по оплате труда индивидуальных помощников составила девять месяцев. В этом году конкурс ещё не проводился.

Инициатор акции протеста – инвалид I группы Яда КАБАКАНОВА (на снимке):

Впервые индивидуального помощника мне позволили взять в 2009 году. Им стала моя дочь. Помню, только однажды она получила за свою работу 8,5 тысячи тенге. В следующем месяце плата составила 3,5 тысячи. Никаких обоснований, объяснений мы так и не получили, с нами вообще не разговаривали, просто ставили перед фактом: мол, хотите – берите, нет и не надо. Мы отказались от этой унизительной практики заполнять табели учёта рабочего времени, ставить везде печати. Понимаете, чтобы подтвердить свой поход с сопровождающим в парикмахерскую, супермаркет, спортзал, акимат, к юристу, нам надо заполнить об этом табель и просить в месте посещения поставить печать. А в сфере обслуживания это вызывает резко отрицательную реакцию. Все почему-то боятся этого требования и предпочитают просто отказать в услуге (несколько инвалидов рассказали о порочной практике платить за эту услугу – оттиск «стоит» коробку конфет или 500 тенге.– З. Б.).

На этой встрече Яда выдвинула от имени инвалидов ряд требований, которые должны были прозвучать на не разрешённом городскими властями митинге инвалидов на площади Исатая и Махамбета:

1. Обеспечить достойную оплату индивидуальным помощникам. Отменить предоставление табеля учета времени.

2. Сократить для инвалидов тарифы на коммунальные услуги или ввести льготы.

3. Организовать специализированное санаторно-курортное лечение колясочников.

4. Проводить конкурсы на госзакуп специальных социальных услуг на следующий год до конца текущего года.

В конце встречи замруководителя городского отдела занятости и соцпрограмм Катима Искалиева попросила изложить все претензии и требования на бумаге, собрать подписи и прислать в отдел.

Только в этом случае мы можем внести предложение об изменении действующих норм в профильное министерство, – сказала она.

Искалиева также сообщила о том, что уже до конца текущего месяца будет решен вопрос смены табеля учёта рабочего времени на акт выполненных работ, что автоматически освободит инвалидов от унизительной обязанности заполнять табель и ставить печати:

Это выстраданный опыт других регионов. В частности, в Алматы уже несколько лет индивидуальные помощники получают заработную плату по акту, подписанному самим инвалидом.

Похоже, лёд тронулся. Однако вопросы о нестабильных выплатах в прошлые годы так и остались без четких ответов.

Зульфия БАЙНЕКЕЕВА

Фото автора

18 апреля 2013, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.