Атырау, 15 января 14:08
 ясноВ Атырау -3
$ 530.24
€ 543.97
₽ 5.16

Прикованные горсобесом

10 636 просмотров

В Атырау инвалиды провели акцию протеста

Около 20 инвалидов I группы собрались 12 апреля у здания областного управления Казахского общества слепых с рядом требований, адресованных местной власти. Среди них были инвалиды-колясочники и незрячие. Все они приехали с помощью родственников. 

- Во вторник мы подали акиму города заявку на проведение митинга на площади Исатая и Махамбета. Но нам отказали, - говорят они. - Поэтому мы решили на первый раз собраться здесь, у здания общества слепых.

Главная претензия собравшихся - мизерные выплаты за услуги индивидуального помощника. «Пособие индивидуального помощника» положено инвалидам, которые не могут передвигаться без посторонней помощи. Оно выплачивается из местного бюджета через горсобес. По словам инвалидов, в прошлом году всем им выплачивали по 25 тысяч тенге в месяц. В этом году размер пособия резко сократился - до 5-6 тысяч тенге в месяц, оплата стала почасовой. Чтобы инвалиду доказать, что он пользовался услугами помощника, ему необходимо ежедневно заполнять табель подписью и печатью тех мест, куда они ходили (магазины, госучреждения и проч.).

- Кто согласится за такие деньги сидеть с нами? – говорит инвалид по зрению Виктор ПЯСТОЛОВ. - Мы же общаемся с такими же незрячими из других городов, знаем прекрасно, что в Алматы пособие индивидуального помощника составляет 36 тысяч тенге в месяц, в Шымкенте - 31 тысяча. В этом году госпожа ХАБИЕВА (начальник отдела занятости и социальных программ горакимата, т.е. горсобеса.С. Т.) устроила нам почасовую оплату с оговоркой - не более 8 часов в день. Опять же в выходные дни мне индивидуальный помощник не положен.

Суть наших требований заключается в том, чтобы нам повысили размер пособий индивидуального помощника хотя бы до уровня прошлого года – 25 000 тенге и выплачивали всем одинаково, независимо от часов. И пусть нам отменят табели – это же издевательство!

Фердауси ХАЙРЕТДИНОВА, инвалид I группы:

- Я 17 лет в коляске. Постоянно нуждаюсь в индивидуальном помощнике. Не только на улицу - из комнаты в комнату сама не могу передвигаться. Моя дочь не работает, так как  вынуждена сидеть со мной. Сиделку я не в состоянии нанять, пенсию получаю всего 28 тысяч тенге. Пособие на помощника за январь получила 5 800 тенге. Никто не согласится работать на нас за такие деньги. В собесе требуют, чтобы мы заполняли табель, причем прогулку там указывать нельзя. Но мы же люди, мы же должны на улицу выходить. У меня, например, тахикардия, я не могу постоянно взаперти сидеть, мне постоянно нужен свежий воздух. В табеле нам нужно указывать часы и ставить печать. Но ни один магазин эти печати не ставит. Я, например, хочу в театр пойти, посмотреть что-нибудь, или в супермаркет сходить. Но почему-то у нас это не учитывается, хотя в постановлении о пособии индивидуального помощника говорится о посещении торговых точек. Мы следим за изменениями в законах, у нас есть интернет. Сейчас мы просим одного - чтобы не ущемляли наши права. В столице получают по 38-40 тысяч тенге на протяжении многих лет. А мы что? Одно название, что в нефтяной столице живем. 

Маленькая Самал пришла поддержать своего папу. Ей всего 7 лет, в руках она держит плакат: «Инвалиду – достойные условия». Вот что говорит ее отец, инвалид по зрению Жумабай АБУГАЛИЕВ:

- Я 13 лет незрячий. У нас глаза не видят, мы передвигаемся благодаря индивидуальным помощникам. Так почему сократили эти выплаты?

Людмила ШАРИПОВА, инвалид  I группы:

- Я 6 лет являюсь инвалидом, и за все эти годы собес ни разу не дал мне курортно-санаторное направление. Хотя средства на это выделяются. Куда деваются эти деньги? Начинаешь спрашивать в горсобесе - с нами разговаривают грубо, толком ничего не объясняют.

Альфия ЖАРЫЛГАПОВА, инвалид I группы:

- 6 лет назад в результате аварии я получила травму шеи. За это время получила только одну коляску, которая мне вообще не подходит - она огромная, я не могу в ней сидеть, спина проваливается. Нам нужна коляска определенной модификации, чтобы качественная была и по размеру. Никто нам не говорит, кто тендеры выигрывает, кто покупает эти коляски, и самое главное, для кого покупают?

- Наши инвалиды не выезжают на лечение,- говорит мама Альфии. - В прошлом году им обещали в Уральск, но в собесе сказали, что у них нет возможности отправлять колясочников. У нас по Казахстану десятки санаториев, есть очень хорошие в Актобе, Алматы. Почему бы их не отправлять туда? По всему СНГ инвалиды ездят в Украину, там очень хорошее грязевое лечение. А в местном реабилитационном центре для наших инвалидов нет ничего, там обычные тренажеры, к которым не подъехать на коляске. 

В свою очередь незрячие высказались по поводу качества выдаваемой тифлотехники:

- В 2010 году выдали тифломагнитолу - там должен быть специальный кассетник на четыре дорожки и скорость в два раза меньше. А нам дают простой и самого плохого китайского производства, диск всего месяц поработал. 

Кроме того инвалиды требуют отставки Н. Хабиевой.

- В конце концов, если не прислушаются к нашим требованиям, в качестве крайней меры мы просим отставки Хабиевой. Она просто издевается над нами, - заявили собравшиеся.

Сауле ТАСБУЛАТОВА

Фото Каната ЕЛЕУОВА

13 апреля 2013, 10:44

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.