Пресс-конференция в непривычном формате «open air» (англ. – на открытом воздухе) прошла в среду на набережной Урала. Горстка женщин-предпринимательниц при поддержке активиста общественного движения Макса БОКАЕВА и первого секретаря Атырауского филиала Коммунистической партии Казахстана Нуржана НАУРЫЗОВА заявила о намерении провести мирный митинг 27 апреля.
Заявление об этом за подписью двух указанных выше мужчин поступило на имя городского акима Серика АЙДАРБЕКОВА 8 апреля: «Предприниматели малого и среднего бизнеса обеспокоены постоянным – а в этом году особенно резким – повышением тарифов ЖКХ, на газ и электроэнергию, значительно опережающим рост доходов основной части населения. Как выживать дальше и как вести бизнес? Также жителей города беспокоит намерение властей увеличить возраст выхода на пенсию». Целей митинга две: обсудить и выработать требования к городским и областным властям снизить тарифы как для физических, так и для юридических лиц и добиться введения моратория на рост тарифов. А во-вторых, потребовать от властей, теперь уже республиканского уровня, снизить возраст выхода на пенсию для женщин в 55, мужчин в 60 лет.
– Мы хотим цивилизованного диалога, мы приглашаем принять участие в митинге специалистов по данным вопросам, депутатов обоих маслихатов, поскольку ситуация уже назрела, мы фактически сидим на пороховой бочке, – сказала предпринимательница Лидия ЕСЕНАЛИЕВА.– Десятки единиц малого и среднего бизнеса на грани закрытия, вместо поддержки бизнес получает непомерно растущие в цене счета за комуслуги, а последнее повышение тепловиков вообще просто разорительно для представителей малого бизнеса. Нас заставляют платить на уровне ТОО, чьи обороты измеряются миллионами, хотя фактически ИП – это физлица! Это – откровенный произвол.
– Я написала заявление об отказе от услуг АТЭЦ и сразу заявила, что не в состоянии оплачивать счета по новым тарифам, но тепловики игнорируют его и продолжают слать счета, видимо, чтобы потом в судебном порядке истребовать их с меня, – говорит предпринимательница Сара ТАКБЕРГЕНОВА. – За три месяца у меня долг превысил 316 тысячтенге. Какой смысл мне работать, если только одному услугодателю я буду платить свыше 100 тысяч тенге в месяц?!
– Вы выступаете против избранной тарифной политики монополистов и одновременно против повышения пенсионного возраста. Не будет потом обвинений, что вы смешали мух с котлетами?
– На меня вышли с предложением предприниматели и коммунисты, у которых изначально было намерение выразить своё несогласие с повышением пенсионного возраста, – объяснил свою роль известный в городе гражданский активист Макс Бокаев.
– Типа, третьим будешь?
–Ну да, мне как бы до пенсии далеко и бизнеса своего нет, но обе проблемы – социальные. Очевидно, что грядут трудные времена, но зачем ставить такие капиталоёмкие задачи, как ЭКСПО-2017 и увеличивать на этом фоне пенсионный возраст? Или почему бы вместо применения жёстких мер к женщинам, не сократить другие расходы? Всё идёт к тому, что ухудшается бизнес-климат в стране и общее социальное положение граждан. Поэтому нельзя больше сидеть сложа руки. Скажу честно, нас вдохновил пример уральцев. Они объединились и открыто выступили против повышения тарифов. (И победили – практически сразу по завершении пресс-конференции в Фейсбуке появилось сообщение о том, что аким Уральска Алтай КУЛЬГИНОВ отменил действие решения ДАРЕМ о повышении тарифа на тепло на 350%. – Прим. З. Б.) Почему митинг? Потому что все пороги обиты, реакции никакой. Монополисты заявили: мы провели все общественные слушания, всё давно согласовано, ничего не знаем. Кто на них ходил? Неужели бы предприниматели в здравом уме дали свое согласие на такие драконовские тарифы?! Мы не собираемся тупо требовать снижения тарифов. Мы пытаемся искать оптимальные пути решения проблем.
– Они есть?
– Например, либерализовать рынок тепломеров – упростить порядок ввоза, сертификации и установки, что приведёт к удешевлению всего процесса. Почему нам навязывают тепломеры по 500 тысяч тенге на стоквартирный дом, когда в соседней России или Белоруссии он стоит 300 тысяч? Во-вторых, мы хотим добиться упрощения процедуры установки мини-котельных для групп домов и индивидуальных котлов в рамках действующих норм безопасности. То есть резервы для поиска компромиссов есть, самое главное, чтобы власть услышала нас и пожелала вместе с нами искать оптимальные варианты.
Бокаев: – На днях вышел отчёт Счётного комитета, который назвал работу местных исполнительных органов в сфере тарифообразования непрозрачной, а монополистов обвинил в том, что доходы, полученные в результате повышения тарифов, использовались не на модернизацию, а на выплату дивидендов для акционеров.
– Всё-таки будете требовать снижения тарифов?
– Мы просим раскрыть всю документацию, а это сложно. Вам известно, что центральный офис ТЭЦ находится в Алматы? Нормативные технические потери АтырауСуАрнасы – 28%, у тепловиков – 17%, например, а в Японии это 4%. Где они их теряют, на каком этапе? Может, они элементарно разворовываются? Так вот, если после изучения документов выяснится, что есть резервы, мы будем требовать снижения тарифов. Если тарифы оправданны – будем искать компромиссы, как я уже сказал.
Итак, мирный митинг назначен на 27 апреля. Ориентировочное количество участников – 200 человек. В промежутке до митинга (если городские власти дадут на него «добро»), ориентировочно на 19 апреля назначен круглый стол, на котором активисты объявят об учреждении общественного комитета. На встречу будут приглашены политические партии, депутаты, представители монополистов.
Зульфия БАЙНЕКЕЕВА
Фото автора