Атырау, 15 января 15:07
 ясноВ Атырау -3
$ 530.24
€ 543.97
₽ 5.16

День Большой Белуги (фото, видео)

17 858 просмотров

В минувшее воскресенье утром рыбаки производственного кооператива «Амангельды» выловили сетью икряную белугу весом почти 300 кг. Лет 20 назад вряд ли кого можно было удивить таким трофеем, но сейчас это большая, очень большая удача.

ПЕРВАЯ ИЛИ ПОСЛЕДНЯЯ?

Да, два десятка лет назад в сети бригад гурьевских рыболовецких колхозов попадалась белуга весом и под тонну, а белужью икру рыбаки сдавали центнерами. Сами же всю её и выловили за десятилетия планового угара. Чему, казалось бы, теперь радоваться? Последней белуге? Одно утешение, что из икры этой белуги (ручаюсь только за неё) вырастут мальки и уйдут в море…

В 11.00 учредитель ПК «Амангельды» Мурат АМИРГАЛИЕВ позвонил мне, чтобы поделиться радостной для него новостью, а уже через час мы вместе с ним, а также директором Курилкинского осетроводного завода Гильманом САРСЕМАЛИЕВЫМ, инспектором-ихтиологом Дамбинского отдела рыбинспекции Нурлыбеком АШЕНОВЫМехали на катере на Нижне-Пешнойскую тоню двух осетроводных заводов. В этот день рыбаки кооператива ловили красную рыбу для курилкинского завода.

– Это первая белуга в этом году,– не скрывал радости Г. Сарсемалиев. – Там наш ихтиолог, так он сказал, что белуга икряная. Взвешивать её будем на заводе, чтобы не нанести рыбе лишние травмы, т. к. это очень тяжёлый процесс. Я вообще удивляюсь, что попалась белуга, думал, её в Урале уже нет совсем.

– Сколько мальков можно получить из икры средней белуги?

– Если в ней примерно 30 кг икры, то это, грубо говоря, 1,5 млн икринок. Но на каждой стадии есть свои потери – всего за весь процесс в лучшем случае 10-15%. Бывает, что потери доходят до 25-30%, это зависит, например, от качества воды. Теряем на стадии оплодотворения, на стадии личинок и на стадии мальков. В итоге из 1,5 млн икринок, по грубым подсчётам, мы будем иметь минимум миллион мальков. Но в любом случае, одна эта белуга позволит нам выполнить план процентов на 30.

ЗДРАВСТВУЙ, БОЛЬШАЯ РЫБА

Тем временем мы уже доехали до тони. Рыбаки в высоких резиновых сапогах, стоя в воде, выбирали невод, в котором барахтались частик, севрюга. Подсчитали потом – оказалось штук 5 севрюг, их тут же на тоне измеряли и отпускали обратно в реку.

– У нас самцов севрюги достаточно, а эти не такие крупные,– объясняет Сарсемалиев. – Поэтому мелких отпускаем обратно. Главный трофей находится в живорыбной прорези – это специальное судно с отверстиями для сообщения с речной водой предназначено для транспортировки красной рыбы. Два рыбака в оранжевых резиновых костюмах залезли в прорезь, чтобы показать нам белугу. Сквозь мутную воду ничего не видно. Мужчины, нащупывая рыбу, пытались обхватить её руками. Тут вода забурлила, и на поверхности показалась гигантская, как мне показалось, рыбина. Она бешено била хвостом, поднимая фонтаны брызг. Наконец рыбаки сумели схватить её за грудные плавники и хвост и показали нам белугу во весь её рост, белым брюхом вверх.

Размеры были впечатляющие.

– Такая рыба на черном рынке стоит 30 тысяч долларов,– говорит Мурат Амиргалиев.

Рыбаки на свой профессиональный глаз оценили её в 200 с лишним кг. По их словам, трехметровая рыбина не собиралась просто так сдаваться, она порвала сети и чуть было не уплыла. Однако звеньевой ПК «Амангельды» Омирзак АЗБЕРГЕНОВ сумел удержать её и опутать сетями, к этому времени ему на подмогу подоспели остальные:

– Нас было около 20 рыбаков, еле удержали её, родимую,– говорит Омирзак.

Заведующий тоней ПК «Амангельды» Сабит ТЛЕПБЕРГЕНОВ считает поступок звеньевого героическим:

– На сезон у нас есть план по сдаче двум осетроводным заводам красной рыбы. Вот эта здоровенная белуга даст нам большой плюс к плану.

Всего на этой тоне за воскресную смену рыбаки поймали одну белугу и 15 самцов севрюг. И кроме мелкого частика в сети попался огромный сом.

Живорыбную прорезь взял на буксир катер курилкинского завода под названием «Бекiре» и на самом медленном ходу потащил её на завод. Прибудет он туда примерно через 2,5 часа.

Я РЫБАЧКА, ТЫ РЫБАК

Мы вернулись к рыбакам. Они в очередной раз тянули невод. То, что в сетях нет белуги, определили сразу: она начинает метаться, выпрыгивать, бывает виден хвост, объяснили мне.

Невод был спокойным. А улов – скромным, лишь небольшая кучка сазанов.

Среди рыбаков были две женщины. Жанылсын апа работает рыбачкой 35 лет. В семье пятеро детей, самой младшей дочке 18 лет.

– За смену мы 6-7 часов находимся в воде. Тяжело, конечно. Но раз живём у воды, чем нам ещё заниматься? – женщина встает и снова заступает за невод.

ЧЕТЫРЕ БЕЛУГИ ЗА ТРИ ГОДА

– Неужели белуга уже такая редкость? – спрашиваю у Мурата Амиргалиева.

– Действительно, этой рыбы почти не осталось. В позапрошлом году мы поймали одну белугу, икряную, там вышло 62 кг икры. Ещё одну сдал «Атыраубалык». В прошлом году ПК «Жемчужина» сдал одну белугу. Она исчезает. Вот в России, например, ежегодно выпускают 50 млн мальков, Иран тоже очень много выпускает, а у наших госзаказ – 7 млн мальков на два завода. У этих заводов очень маленький штат, зарплата низкая. Естественно, они не будут так трудиться, как мои рыбаки. Вы бы знали, чего мне стоило убедить своих людей сдавать осетровых заводу! Когда они видят красную рыбу, их просто клинит. Это пережитки прошлого. Я объяснил им, что на частиковой тоже можно хорошо заработать: я вам за каждую пойманную рыбу буду хорошо платить.

В принципе, Амиргалиев их не обманул. У его рыбаков самая высокая, по сравнению с рыбаками других кооперативов, зарплата. Есть система поощрений. Звеньевой, тот, который «задержал» белугу, поедет отдыхать в Турцию.

– Я за хорошими рыбаками охочусь, как за футболистами высшей лиги. Каждый год передовиков отправляю в Таиланд, Турцию. Я считаю, что у нас очень хорошие рыбаки, – говорит Мурат.

«ЛОВИТЕ БРАКОНЬЕРОВ В МОРЕ»

– А браконьерство надо в море искать, – считает Амиргалиев. – Сейчас такое ощущение, что дагестанских браконьеров нет, российских нет, калмыцких тоже. Браконьерами вдруг стали осетроводные заводы, производственные кооперативы. Бред какой-то. Браконьеров надо ловить в море, этим должны заниматься пограничные войска. Во-первых, все знают, что у рыбы есть свой ход. Это как улица, по ней они мигрируют каждый год. Эти дагестанцы наловчились, они перекрывают пути миграции в море, не дают рыбе пройти.

МАЛЬКАМ НУЖЕН ОТЕЦ

…На пристани осетроводного завода стояла машина с ванной. Все ждали белугу. По словам Г. Сарсемалиева, оставалось минут 20. Но тут зазвонил телефон, и директору осетроводного завода сообщили, что их катер «Бекiре» сломался. На помощь помчался катер ПК «Амангельды».

– Вот такая у нас техника. Если бы мы ловили своими силами, вряд ли выполнили бы госзаказ. ПК «Амангельды» не первый раз нас выручает своей техникой,– говорит Сарсемалиев.

Наконец прибыл главный трофей. Перед тем как белугу поместить в бассейн, ее взвесили – 276 кг, длина – 260 см. Сколько в ней икры, будет известно позже.

– Это зрелая самка, весом выше среднего. Примерно через неделю белугу переведут в другой бассейн, там будет проведена операция для получения икры – половых продуктов, как мы говорим, но для этого должны наступить нужные нерестовые температуры.Мы попытаемся выдоить икру, но если не получится, придётся брать вскрытием брюшной полости. Все будет зависеть от состояния самой рыбы,– объяснил директор осетроводного завода.

Теперь осетроводному заводу нужен самец белуги для оплодотворения икры. После искусственного оплодотворения для развития икринок необходимо время – от недели до 10 дней. После этого вылупляются личинки. Через полтора-два месяца личинки превращаются в мальков и набирают вес. В июле-августе их обратно выпускают в реку.

Сауле ТАСБУЛАТОВА

Фото-видео автора и Каната ЕЛЕУОВА

8 апреля 2013, 15:29

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.