В редакцию позвонили продавцы рынка «Дина», торгующие в контейнерах, и пожаловались, что их заставляют выкупать бутики за 1 млн тенге.
– Мы торгуем в контейнерах посудой и постельным бельём. В своё время (в 2007-08 годах) нас заставили выкупать эти контейнеры по 300-600 тысяч тенге. Теперь они собираются их сносить и заставляют нас выкупать новые бутики по 1млн тенге. Нас 130 ИП, а бутиков готовых 88. Скорее всего, в одном бутике хотят разместить по 2 продавца, в таком случае стоимость бутика получается 2 млн тенге (полбутика – миллион). Мы, что, должны этот комплекс на свои деньги строить? В декабре прошлого года нас заставили зарегистрироваться как ИП. Тем не менее мы до сих пор покупаем разовый талон за 250-450 тенге. Плюс раз в месяц платим за аренду 15-25 тысяч тенге. Кроме того, как ИП мы должны платить налоги, иметь кассовый аппарат,– говорит взволнованная хозяйка одного из контейнеров.
Индивидуальные предприниматели просто боятся не выжить в таких условиях. У каждого из них по 2-3 кредита, а продажи, говорят они, сейчас нет. Предприниматели пытались поговорить на эту тему с директором рынка, но он отказался их принять. Как поступить в этой ситуации и насколько законны действия руководства рынка, спрашивают продавцы.
Все вопросы индивидуальных предпринимателей мы переадресовали директору рынка «Дина» Оспану САЛИМГЕРЕЕВУ. Вот что он сказал:
– Да, был у нас такой разговор. Но мы заранее предупреждаем продавцов, что строится новое здание, что за бутики нужно внести такую-то плату. Согласно утверждённому генплану, мы должны построить здание до 2015 года. Строительство началось в этом году. Тот самый миллион будет засчитан в счёт аренды, и продавцы примерно на год будут освобождены от неё. Далее, как положено, будет взиматься арендная плата от 3 до 4,5 тысячи тенге за квадратный метр.
Контейнеры мы у них не изымаем, они могут забрать их.
Разовый талон был отменен с 1 января т. г. – при городском акимате был специальный отдел, а сейчас он расформирован, поэтому каждый продавец должен был зарегистрироваться как ИП, чтобы платить налоги. В данном случае мы понимаем продавцов, но нам тоже надо благоустраиваться. Возможно, мы будем принимать плату частями, этот вопрос будет рассматриваться индивидуально с каждым. Что касается количества бутиков – у нас есть продавцы, которые держат по несколько контейнеров, они, естественно, будут размещены в один бутик.
Учитывая актуальность вопроса, мы попросили прокомментировать ситуацию директора Союза предпринимателей и работодателей Атырауской области Нину ТЕМИРБАЕВУ:
– Продавцам нужно внимательно смотреть на договоры, которые им предложит руководство рынка. В договорах должны быть четко прописаны все условия участия предпринимателей и возврат их вклада в строительство, а также ответственность сторон за неисполнение своих обязательств.
Кроме того, когда речь идёт о десятках людей, их семьях и их материальном благополучии, нужно подключать третью сторону: акимат, юристов. Ведь завтра их действительно могут попросить уйти, попросту подвинут.
При этом каждый продавец должен понимать, что в нормальном здании и сервис будет лучше. Новый уровень рыночных отношений нельзя рассматривать только с точки зрения продавцов. Зимой они мёрзнут, летом «плавятся» на солнце вместе со своим товаром. Это вчерашний день.
Резюмирую: идея хорошая, но как она пройдёт на практике, зависит и от самих продавцов: нужно вести диалог с руководством рынка, защищать свои права с помощью юристов. Также считаю необходимым подключиться акимату.
Отдельно хотелось бы сказать про талоны: с 1 января 2013 года их уже не выдают. Если есть такие факты, необходимо немедленно обратиться с заявлением в финполицию или налоговый комитет, так как это уже мошенничество. Я говорила по этому поводу с руководством «Дины» – они утверждают, что нет никаких талонов, мол, налоговики проверяют их ежедневно. Если продавцы могут доказать, что оплачивали талоны с января т. г. (возможно, они у них сохранились), пусть обращаются к нам, даже не называя фамилии. Мы этим займемся.
Подготовила Сауле ТАСБУЛАТОВА
Фото Каната ЕЛЕУОВА