В редакцию обратился учредитель производственного кооператива «Амангельды» Мурат АМИРГАЛИЕВ. Он утверждает, что вечером 23 марта представители поста партийного контроля «Нур Отан» незаконно проникли на территорию его кооператива и, угрожая рыбакам, начали производить видеосъёмку.
ЧУЖИЕ НА ТЕРРИТОРИИ!
– Меня не было в городе, – говорит Амиргалиев. – На территории кооператива в этот момент находились 30-40 рыбаков. Как мне рассказали мои сотрудники, ни удостоверения, ни партийного билета представители партийного поста не предъявили, они ходили с видеокамерой и всё записывали. Какое право они имеют вторгаться на чужую территорию? Пожалуйста, звоните в рыбную инспекцию, пусть она разбирается. Наши сотрудницы, напуганные их действиями, вызвали полицию. Но к их приезду «гости» уже вышли за территорию. Представители правоохранительных органов проверили документы, записали всех, кто был – к этому времени уже прибыли сотрудники финансовой полиции.
Сотрудники финполиции попросили у нас все документы, сказав, что на нас поступило заявление от представителей поста партийного контроля Калыбая УТЕПОВА и Бауыржана БИМУРЗИНА о том, что мы незаконно добыли рыбу и вывозим её в неизвестном направлении. Мы отдали наши документы сотрудникам финансовой полиции – разрешение на судоходство, промысловый билет, промысловый журнал. Сейчас наша деятельность приостановлена.
О претензиях со стороны представителей партийного поста «Нур Отан»: во-первых, они утверждают, что мы ловили рыбу во время днёвки (т. е. в запретный день). Они прекрасно знают, что у нас есть все разрешительные документы. Наш кооператив является подрядной организацией двух осетроводческих заводов – мы нанимаемся к ним ловить рыбу. Осетровый завод выполняет госзаказ. Рыбная инспекция даёт им разрешение на вылов осетровой и частиковой рыбы и в днёвку, и любым орудием лова, и в любом месте. Есть соответствующее постановление правительства.
«ПУСТЬ ИЗВИНЯТСЯ НА ПАРТСОБРАНИИ!»
Рыбаки написали обращение на имя первого заместителя председателя НДП «Нур Отан» Бауыржана БАЙБЕКА и на имя председателя Атырауского областного филиала НДП «Нур Отан» Бактыкожи ИЗМУХАМБЕТОВА. Помимо этого написали заявление в областную прокуратуру.
Приводим отрывок из обращения: «Перед ячейкой партии «Нур Отан» ПК «Амангельды» стоит нелегкая задача – как объяснить труженикам села, рыбакам, что произошло недоразумение, что партия «Нур Отан» не является карательным органом, не уполномочена сажать в тюрьму работников села. Мы, члены партии «Нур Отан», просим помочь разобраться в этом недоразумении руководство области и Центрального аппарата партии «Нур Отан». Требуем проведения партийного собрания и публичных извинений от Б. Бимурзина и К. Утепова перед коллективом производственного кооператива «Амангельды».
…Граждане Бауыржан Бимурзин, Калыбай Утепов и другие незнакомые лица, представившись членами партии «Нур Отан», но при этом не показав документов, требовали пустить их на территорию ПК «Амангельды». Вместе с тем заявляя, что «рыба добыта незаконным путём, её конфискуют», «арестуют всех работников кооператива», «посадят в тюрьму», обвиняя нашу компанию в воровстве и браконьерстве».
«МЫ НАБЛЮДАЛИ, ПРОВЕРЯЛА ФИНПОЛИЦИЯ»
Со своей стороны представители поста партийного контроля Атырауского филиала НДП «Нур Отан» утверждают, что были на рейде вместе с представителями департамента по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (ДБЭКП) Атырауской области.
Член поста партийного контроля Атырауского городского филиала НДП «Нур Отан» Калыбай Утепов:
– Это было плановое мероприятие совместно с финполицией. Не заходя на территорию ПК «Амангельды», с вала мы наблюдали, как идёт выгрузка рыбы. Было около 8 вечера. Поскольку по графику в этот день была днёвка, мы позвонили помощнику прокурора природоохранной прокуратуры, начальнику водной полиции, начальнику Дамбинского отдела рыбинспекции, сказали им, что в этом районе идёт выгрузка, пришлите сотрудников, проверим документы. Никто не приехал.
Отреагировала только финансовая полиция, подъехал заместитель начальника ДБЭКП по Атырауской области Зангар ЗАНКАНОВ и ещё два сотрудника с ним. На территорию ПК «Амангельды» мы зашли вместе. Все представились, показали документы. В 8 вечера мы зашли на территорию и до 5 утра ждали, когда они принесут все документы. Поэтому, не имея на руках документов, мы никак не могли говорить, что рыба добыта незаконным путём, тем более говорить, что её конфискуют и будут производить аресты всех сотрудников. Проверка и изъятие документов, видеосъёмка производились сотрудниками финансовой полиции. Мы только наблюдали.
К 5-6 утра финполиции, наконец, предоставили документы. И вот что интересно: в промысловом журнале указано, что выловлено 24 тонны рыбы. Вся рыба была указана по видовому составу, стояла подпись инспектора рыбоохраны. Но как инспектор рыбоохраны мог расписаться, если при нас ещё шло взвешивание?
На наш запрос заместитель начальника финполиции Зангар Занканов ответил, что «23 марта т. г. поступило заявление от руководителя поста партийного контроля Атырауского городского филиала НДП «Нур Отан» Бимурзина Б. по факту незаконной добычи рыбных ресурсов на берегу реки Урал.
Для проверки информации на место происшествия выехала оперативно-следственная группа из числа сотрудников департамента, где была обнаружена рыба частиковых пород в количестве 24 тонн.
Рыбная продукция сдана под сохранную расписку в ПК «Амангельды» до выяснения всех обстоятельств.
В настоящее время по данному факту проводится доследственная проверка».
СЕКРЕТ МЕЛКИХ ЯЧЕЕК
Мурат АМИРГАЛИЕВПК «Амангельды» является подрядчиком двух осетроводческих заводов и сдает им осетровую рыбу для разведения мальков из икры, а частиковую рыбу, которая неизбежно попадает в сети, выкупает у этих заводов, т. к. осетроводческим заводам выдаётся лимит на частик.
– Кооператив «Амангельды» работает по официальному договору. И здесь всё законно. Какие нарушения вы увидели во время рейдового мероприятия?
Калыбай Утепов:
– ПК «Амангельды» нарушил правила лова и режим судоходства. У нас на руках есть ответ от директора Атырауского предприятия водных путей Салауата КАПАНОВА, который пишет, что в этом году открытие навигации на участке Урало-Каспийского канала и реке Кигач планируется с 1 апреля, на участке реки Урал от пос. Индер до г. Атырау – с 20 апреля.И в тот день была днёвка, запретный день.
Вот ПК «Амангельды» утверждает, что занимается воспроизводством осетровых. Понятно, что при вылове сетью попадается частик, но сделайте ячею больше, чтобы мелкая рыба свободно проходила. А у них вот такой маленький судачок в сетях. В этот день, допустим, финполиция изъяла у них 24 тонны частика. А сколько за год они вылавливают? С апреля по октябрь – это 240 дней. Да если даже по одной тонне будут ловить ради одного осетра, это 240 тонн частика выходит. Делай побольше ячейки и не вылавливай всё подряд. Между тем осетровых уже вообще не осталось...
– Но если красной рыбы уже нет в реке и в море, то как заводы выполняют план?
Утепов:
– Вот это мы и хотим понять. Ведь если в Урале нет красной рыбы, как оба завода могут выпускать по 3,5 млн мальков? Мы все это хотим увидеть своими глазами и через СМИ донести до народа. А нам препятствуют.
Руководитель поста партийного контроля «Нур Отан» Бауыржан Бимурзин:
– Осетроводческий завод отдал вылов рыбы в частные руки. А куда эта рыба уходит, мы не знаем. Недавно к нам поступило заявление от ПК «Еркинкала», что ПК «Амангельды» практически весь рыбный рынок захватил.
«АМАНГЕЛЬДЫ» НИЧЕГО НЕ НАРУШАЛ»
Комментарий начальника Урало-Каспийской межобластной бассейновой инспекции рыбного хозяйства Алибека БУХАРБАЕВА:
– Да, в тот день, по утверждённому графику, была днёвка – запрет на лов. Но в Правилах рыболовства, в главе «Порядок лова в воспроизводственных целях», п. 56 записано: «Лов в воспроизводственных целях, осуществляемый в рамках госзаказа, производится на любом рыбохозяйственном водоёме и (или) участке, в любое время года и суток, всеми разрешенными к применению промысловыми и непромысловыми видами орудий и способов рыболовства».
Что касается режима судоходства, то для обеспечения нормального нереста рыб и ската молоди в море ежегодно в период с 1 апреля по 15 июля запрещается судоходство в предустьевых районах реки Урал. Но при этом допускается хождение судов, осуществляющих промысел рыбы, её транспортировку, научно-исследовательские работы. Так что ПК «Амангельды» не нарушил ни правила рыболовства, ни режим судоходства.
– Но Атырауское предприятие водных путей утверждает, что открытие навигации планируется 1 апреля?
– Мы опираемся на Постановление правительства РК №303 от 7 марта 2012 года и на Правила рыболовства, согласно которым после распыления льда выдаются разрешающие документы на лов.
«ЭТО СТОПРОЦЕНТНЫЙ ЗАКАЗ»
Мы дали довольно подробную «сводку с поля битвы», чтобы стороны конфликта смогли изложить свои позиции и аргументы. Но в этих деталях боя трудно разглядеть смысл происходящего. Во всяком случае понятно, что вторжение «Нур Отана» на тони неожиданно обнажило конфликт интересов разных групп, до этого мирно пасшихся на скудеющей рыбной ниве. Интересна в этом смысле реплика Б. Бимурзина (см. выше): «Недавно к нам поступило заявление от ПК «Еркинкала», что ПК «Амангельды» практически весь рыбный рынок захватил».
И вот что говорит об этом заявлении учредитель ПК «Амангельды» Мурат Амиргалиев:
– Кушалиев (учредитель ПК «Еркинкала») месяца два-три назад писал в финполицию. Финполиция проверила нас, всё нормально. До этого подавали заявление в экономический суд, что ПК «Аменгельды», ТОО «Севкаспийфиш» и ПК «Аксу Кигаш» незаконно выиграли тендер на тоневые участки. Суд проверил, сказал, что всё законно. Сейчас он повторно подал заявление в экономический суд уже отдельно на ПК «Амангельды». В свою очередь написали частную жалобу, что нет основания для приостановления работы на тоневых участках. И нам разрешили работать.
Теперь Кушалиев пишет заявление в городской филиал НДП «Нур Отан» – опять просит проверить факт законности проведения тендера и выдачи лимитов компаниям ТОО «Севкаспийфиш», ПК «Аксу Кигаш». Якобы учредителем всех этих трех компаний является ПК «Амангельды». Но я к ним отношения не имею. Это мои партнеры. Потом, ведь только уполномоченные органы могут проверять законность проведения тендеров, иметь доступ ко всем этим документам. Я считаю, что это заявление – стопроцентный заказ, и я это так не оставлю.
…И кстати, Утепов не прав, когда подозревает нас в сговоре с инспектором рыбоохраны. Взвешивание с участием рыбинспекции происходит на тоневом участке, это в 10 км от нашего причала. Потом мы приезжаем на свой причал, разгружаем и опять взвешиваем, чтобы распределить рыбу на переработку по цехам.
НАСТОЯЩИХ БУЙНЫХ МАЛО…
Заместитель председателя Атырауского городского филиала НДП «Нур Отан» Серик БАЙМУКАШЕВ подтвердил, что Кушалиев обратился к ним с заявлением:
– На основании заявления мы имеем право проверять тендерную документацию. Сейчас мы работаем по заявлению совместно с уполномоченными органами, уже выявляются некоторые факты.
– Насколько нам известно, в других сферах тоже есть посты партийного контроля. И там все вроде тихо. Почему такие страсти разгорелись именно вокруг «рыбного» партийного поста?
– Посты партийного контроля у нас есть в строительной сфере, медицинской, по исполнению программы термомодернизации. Всего 29 постов. Почему там тихо? 29 марта состоялось бюро политсовета. Я сказал депутатам: «Давайте работайте, встречайтесь с народом. Если не хотите работать, пишите заявление и уходите. А так сидеть от сессии до сессии – не пойдёт».
Сауле ТАСБУЛАТОВА