Похоже, о «бергеевских» методах работы будут говорить ещё долго. 27 марта на коллегии в областной прокуратуре шёл разговор о нарушениях, допущенных в 2008-2012 гг. при строительстве спортивных объектов.
Вообще-то есть подозрение, что такие же методы применяются везде на строительстве социальных объектов. Систему не поменяешь.
Итак, по словам помощника прокурора области Гульжан СУЛТАНОВОЙ, строительство всех спортивных объектов начиналось без проектно-сметной документации. А после её подготовки сметная стоимость необоснованно и резко возрастала, хотя от подрядчика не поступало информации о нехватке выделенных средств, да и экспертиза не производилась. Много нарушений допущено как областным управлением строительства, так и районными акиматами. Управление вопреки закону не обращалось в акиматы с официальной просьбой о выделении земли для строительства объектов, а те, соответственно, не производили выборку земельных участков.
На коллегии был показан видеоролик, зафиксировавший нарушения на уже построенных объектах. В частности, в Ледовом дворце отсутствует водоснабжение (!), не построено 125-метровое ограждение вокруг здания (на это было выделено более 9 млн тенге), территория не озеленена. Экономия средств при выборе кровельного материала привела к протечкам и деформации конструкции, есть опасность обрушения крыши.
Кроме того, пожарные гидранты как в Ледовом дворце, так и в Школе олимпийского резерва №№1 и 2, не пригодны для пользования, а системы сигнализации неисправны. И это при том, что объекты ежедневно посещают взрослые и дети. Много недоделок выявлено на построенных спортивных площадках во всех районах области.
Как сказал директор Ледового дворца Болат МУХАМБЕТКАЛИЕВ, проблемы начались сразу же после начала эксплуатации здания. Сначала ветром сорвало правую часть крыши, после чего пошли трещины по всему периметру кровли.
Гульжан Султанова озвучила уже давно известный факт: победителями конкурса признавались одни и те же подрядчики. В частности, было названо ТОО «СнабОйлСтрой», получившее подряды на строительство 35 спортивных площадок и 11 социальных объектов.
Как показали контрольные обмеры уже принятых строительных объектов и объектов, находящихся на стадии строительства, государству причинен ущерб на общую сумму 68 млн тенге.
Держать ответ за грехи прежнего руководства пришлось новому начальнику управления строительства Болату НУРГАЛИЕВУ (на снимке). Он напомнил, что, помимо брошенных бывшими подрядчиками 35-ти спортивных площадок, есть и другие недостроенные объекты – канализационно-очистное сооружение, киноконцертный зал, лагерь в Алмалы.
– Нас ведь тогда не было,– оправдывался Нургалиев.
– Мы все здесь новые люди. А вызвали вас для того, чтобы узнать, что вы делаете для устранения допущенных нарушений, – настаивали прокуроры.
Тем не менее представитель управления строительства часть обвинений в адрес своего ведомства не принял. В частности, о недопоставке оборудования для Ледового дворца. Мол, изначально, при сдаче объекта в 2009 году, всё было на месте.
– Три раза менялось руководство дворца. Возможно, тогда имущество и пропало. Откуда может быть лед без 16-ти насосов, которых якобы не было? Не надо было подписывать акт приёмки, – сказал другой представитель управления строительства. – Упомянутое ограждение за 9 млн тенге тоже было на месте, оно пропало позже. По поводу сомнительного качества пожарных гидрантов и сигнализации: это оборудование проверяется и принимается представителями ЧС и противопожарной службы, которые входят в состав комиссии. Поэтому я не понимаю, почему не работает это оборудование?
Представитель технадзора тоже защищался, пока заместитель акима области Тимуржан ШАКИМОВ не напомнил, что без подписи технадзора бюджетные средства перечисляться не должны.
– Как вёлся контроль за строительством ФОКа в Нурсае, если у железобетонной конструкции отклонения на целых 20 см, что видно невооруженным взглядом?– поинтересовался Шакимов.
– Кто будет отвечать за недостроенные объекты? Как будете достраивать?– вторили прокуроры.
Словом, вопросов было много, а ответов нет. И ясно, почему. Эти люди были пешками в чужой игре, в которой победителей – проворовавшихся заказчиков и подрядчиков – не судят. Они сбежали.
Лаура СУЛЕЙМЕНОВА
Фото автора