Атырау, 28 ноября 04:37
 будет пасмурноВ Атырау +1
$ 499.51
€ 525.83
₽ 4.62

Вот вам штраф, и отстаньте

10 084 просмотра

На недавней сессии облмаслихата с докладом о соблюдении законодательства о труде выступил начальник департамента по контролю и социальной защите Тимур ЕСТЕБАЕВ.

По его словам, в подразделениях НК «КазМунайГаз» в нашей области трудится 16 тысяч человек, и за прошлый год работодатели не допустили серьезных нарушений трудовых прав. 

В иностранных компаниях и компаниях с иностранным участием народу работает в два раза больше (из них 5,1 тыс. иностранцев), а картина диаметрально противоположная. В департамент часто поступают жалобы на незаконные увольнения, разницу окладов местного и иностранного персонала, необоснованные квалификационные требования при приеме на работу и т. д.

Так, в январе прошлого года работники компании «Сенимди Курылыс», являющейся генеральным подрядчиком ТОО «Тенгизшевройл», не вышли на работу, требуя повышения зарплаты и улучшения бытовых условий. При проверке было установлено, что казахстанские рабочие получали по 35-45 тысяч тенге в месяц. По окончании забастовки компания повысила зарплату на 25%.

Сохраняется большая разница в окладах местных и иностранных работников, выполняющих одни и те же функции. Этой проблеме уже 20 лет. Раньше высокие оклады иностранцев были обоснованы отсутствием профессионалов такого же уровня среди местных.  В настоящее время ситуация изменилась, и область имеет достаточно своих высококлассных специалистов.

Сегодня не все иностранные специалисты превосходят казахстанцев. Часть работающих иностранцев преклонного возраста. Работодатели не выполняют условия по обучению и трудоустройству казахстанских кадров, – сказал Естебаев.

Внеплановая проверка в январе прошлого года компании «Казахстан Каспиан Оффшор Индастриз» выявила, что иностранцу, работающему техником-электриком, была установлена ставка 30 585 тенге в день, тогда как казахстанец на аналогичной позиции работал за 10 тыс. тенге. Аналогичной была разница в окладах специалистов других профессий.

Предприятие признало факт нарушения, заплатило штраф, но предписание о выравнивании зарплат не выполнило. В апреле прошлого года департамент направил иск в суд о принуждении к исполнению предписания и признании выявленной разницы дискриминацией. Однако суды двух инстанций разницу в зарплатах признать дискриминацией отказались.

Мурат СУЛТАНГАЛИЕВ

 

«Наши инженеры не хуже»

На сайте министерства труда и социальной защиты населения РК (www.enbek.gov.kz) опубликовано письмо некоего Егемберды с предложениями по решению наболевшего для казахстанцев вопроса о разнице зарплат по сравнению с иностранцами. Приводим наиболее интересные выдержки.

«Хочу привести примеры таких больших компаний, как Аджип ККО и ТШО. Конечно же, местных специалистов в самом регионе недостаточно, чтоб покрыть их спрос.

В обеих компаниях казахстанцы – специалисты, инженеры с 20-30-летним опытом, получают по 250-300 тыс. тенге. Сами должны снимать себе жилье (аренда двушки - 100-200 тыс. тенге в месяц). Приезжие семьи не имеют возможности встать в очередь в детсады и вынуждены отдавать детей в частные садики (в среднем 50 тыс. тенге на 1-го ребенка).

Работодатели (а именно их финансовые отделы и отделы кадров) напрочь отказываются пересматривать шкалу оплаты труда наших граждан. Не имею представления, чем это обусловлено: то ли соглашением с правительством, то ли чем-то еще.

Но, как результат вышесказанного, почти половина всего офисного и инженерного состава – иностранцы, которым почему-то компании устанавливают зарплату как минимум в 20 тыс. евро. Плюс оплачивают детсады и посещение единственной международной школы в Атырау ($50 тыс. в год на ребенка). Прибавьте сюда перелеты всей семьи, без ограничений в количестве, что составляет как минимум $50-100 тыс. в год на инженера. А ещё есть аренда коттеджей - от $5 до $20 тыс. в месяц. Хотя эти инженеры числятся на одном рабочем уровне (Job Grade) с местными специалистами и, как показывает практика, не приносят большего вклада, чем наш брат.

Почему казахстанцы должны оплачивать роскошную жизнь этих специалистов (имеется в виду, что расходы иностранных нефтяных компаний возмещаются добытой нефтью, – «АЖ»)? Вообще, где минимальные требования к привлечению иностранных кадров, почему добрая половина инженеров (не управленцев) –экспаты? Потому что казахстанец не будет работать себе в ущерб: не будет переезжать из другого региона, где у его супруги есть работа, где он не будет тратить свою небольшую зарплату на съем квартиры, на частный сад и другие доп. расходы. (Ведь ему компания не оплачивает все эти расходы, как она это делает для экспатов, имеет в виду Егемберды, – «АЖ»).

Соответственно, начальство отделов, от которых напрямую зависит успешность проекта, жалуется, что местных специалистов нет, и нужно везти инженеров извне. Единственное, что предлагают казахстанцам – покрытие банковских интересов при организации ипотечного кредита именно в том городе, где этот специалист работает. Но зачем алматинцу или жителю Уральска квартира в Атырау? Иностранцев же никто не вынуждает приобретать жилье в Атырау?

Решение для привлечения казахстанцев: нужно предложить либо достойную оплату, либо социальный пакет, а в идеале и то, и другое, как они это делают для экспатов. Они им еще за вредность 60% приплачивают (это за офисную работу в Атырау). Предлагаю пересмотреть планки/уровни привлечения иностранцев на работу: привлекать только руководителей высшего звена. А остальных заменить местными (казахстанцами)».

14 марта 2013, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.