На недавнем отчете аким области Бактыкожа ИЗМУХАМБЕТОВ говорил, что предстоит масштабная работа по озеленению областного центра. Будет ли при этом использована комплексная программа озеленения города Атырау, рассчитанная до 2020 года, точно неизвестно.
Напомним, что к разработке программы привлекались специалисты южнокорейских компаний. В первые же дни после отставки Рыскалиева новый аким области заявил, что эта работа продолжится в сотрудничестве с местными специалистами и с озеленителями из Кореи.
В областном управлении природопользования и природных ресурсов от подробных комментариев по поводу судьбы программы и сроков начала озеленительных работ воздержались. Эти вопросы еще на стадии обсуждения.
При бывшем акиме с природопользователями не церемонились. От них в жесткой форме требовали или дать деньги в фонд «Жасыл Даму», или самим озеленить один из районов города (улицу, школу, детсад). На моей памяти единственным руководителем предприятия, давшим отпор Бергею Рыскалиеву, был директор Западного филиала АО «КазТрансОйл» Фердинанд МАМОНОВ. Он один отказался давать деньги и объяснил, почему. Экс-аким так психанул, что представителей СМИ попросили удалиться с совещания. Остальные руководители предприятий покорно кивали.
Важно, чтобы новая команда не повторила ошибки прошлых лет. Тогда упор делался на масштабную посадку саженцев, в том числе и редких сортов, без научного изучения особенностей местной почвы.
По мнению заведующего сектором земледелия Атырауского филиала ЮЗНИИ животноводства и растениеводства, доктора сельскохозяйственных наук Болата МУХАМБЕТОВА, озеленение Атырау – проблема больше почвенно-мелиоративная, чем лесотехническая:
- В последние годы практикуется порочный порядок принятия решений по озеленению города. Сначала первые руководители области и города, честь и хвала им, находят источники финансирования, затем чиновники, ответственные за посадку лесонасаждений, быстро находят компании по озеленению, и все дружно приступают к их выполнению.
И в результате такого шаблонного подхода неизменно приходят к одному и тому же отрицательному результату. При этом чиновники даже не пытаются анализировать причину неудачи, потому что нет мозгового центра, ответственного за результат.
Попробуем разобраться, почему все попытки озеленения города заканчиваются неудачей?
Пытаясь основательно решить проблему мелиорации почв, бывший аким области Серикбек ДАУКЕЕВ создал предприятие «Дренаж». Сотрудники предприятия проводили работы по откачке и отводу высокостоящих соленых грунтовых вод и, надо сказать, делали это весьма успешно. Но после 5-6 лет существования предприятие было закрыто по неизвестной причине.
Построенные дрены и коллекторы, безусловно, предотвращали подъем грунтовых вод и процесс вторичного засоления почвы. Но в почве оставались легкорастворимые соли, находящиеся там с доисторических времен, это т. н. первичные соли. А чтобы их удалить из почвы, необходима промывка почвы. Речь идет об использовании примерно 15-20 тысяч кубометров воды на один гектар.
Что такое промывка солей почвы? Это, по существу, затопление города слоем воды 1,5-2,0 м со строительством многочисленных каналов, доставляющих пресную воду для промывки. Понятно, что это невыполнимая задача, к тому же чреватая полным уничтожением зданий и коммуникаций.
И вообще, коллекторы и дрены в болотистых местах устраивают до построения города, а не после. Так что дренаж времен Даукеева мог немного снизить уровень грунтовых вод, но решить проблему засоления почв заведомо не мог.
А вот свежий пример, похлеще предыдущего. При акиме Б. РЫСКАЛИЕВЕ планировалось создание зеленого щита нефтяной столицы, парка первого президента РК.
Для борьбы с засолением почвы предлагалось использовать специальные бактерии, способные менять состав почвы, избавляя её от солей, и посадить метасеквойю. Заметьте, борьба с засолением почв с помощью бактерий – технология абсолютно не проверенная на практике.
Получается как-то странно: делаем все бестолково, допускаем хищения финансовых средств, много болтаем, а вот корень зла не ищем. Например, все прекрасно понимают, что медикам для точного диагноза нужна лаборатория. К пониманию необходимости почвенной лаборатории пришли только после первых неудач. Но при этом до сих пор не определено, какое ведомство займется созданием лаборатории и где.
Есть элементарные правила озеленения. Сначала проводят почвенно-мелиоративную съемку, определяют методы мелиорации почв, выбирают подходящие породы деревьев и технологию возделывания. Понятно же, там где соли, сажай хоть однолетние саженцы, хоть крупномеры, сажай их хоть с комом почвы – эффект будет один и тот же. Деревья вырастут карликовыми, если вырастут вообще. Что это будет за парк?
А проектировщики подходят шаблонно: рекомендуют те методы и способы борьбы с засолением почвы, состав и породы древесных насаждений, которые успешно были апробированы не в данной местности, а в других местах.
Ученым надо в условиях Атырау перепроверить все имеющие в арсенале науки способы мелиорации почвы, разработать предложения по мелиорации почвы, определить состав пород деревьев и разработать технологии их возделывания. А для этого необходимо создать в Атырау научно–производственное объединение по мелиорации почвы и лесонасаждению, - уверен ученый.
Лаура СУЛЕЙМЕНОВА