В прошлом году, по информации областного управления миграционной полиции, на территорию Атырауской области въехало более 48 тыс. граждан из стран СНГ. С начала этого года о временном пребывании на территории области отметились около 9 тыс. граждан ближнего зарубежья, более 7 тыс. из них – граждане Узбекистана. А сколько еще нелегалов у нас, никто не знает.
МАРАТ АГА СВОЁ ДЕЛО ЗНАЕТ
Сроки временного пребывания в РК для разных категорий иностранцев разные. И когда они истекают, гость должен принять решение о выезде из страны или о получении вида на жительство. Но есть простой выход. Чтобы зарегистрироваться на новый срок, иностранцу достаточно выехать из Казахстана и тут же въехать на его территорию обратно. Вот такая перезагрузка с марш-броском через пограничные посты.
Марат ага – таксист со стажем. Несколько лет назад он нащупал в этом деле «золотую жилу». Сегодня основной его заработок – перевозка мигрантов через казахстанско-российскую границу и обратно. Для безбедного существования ему достаточно делать в день один такой марш-бросок. Да и проблем с клиентами никогда не бывает. Узбеков, каракалпаков и граждан из других стран, которым для законного пребывания в Казахстане регулярно необходимо пересекать границу, всегда предостаточно. Я отправилась в одну из таких поездок вместе с мигрантами из Узбекистана. Кстати, последние хорошо знают таксистов, которые занимаются «заграничными» поездками, и сами с ними созваниваются. Таксисты формируют группы, чтобы был заполнен салон. В поездку отправляются по 2-3 машины сразу. Ближайший российский погранпост – Караозек в Астраханской области. С каждого пассажира при полном салоне за поездку Атырау – Караозек – Атырау берут по 7-8 тысяч тенге. На бензин расходуется около 8 тысяч тенге. Итого чистая прибыль водителя легковушки составляет 20 000-24 000 тенге.
МЕСТА ЗНАТЬ НАДО
В 11 часов утра на пятачке недалеко от рынка «Дина» я была в числе мигрантов, преимущественно из Узбекистана. Выкурив по паре сигарет и хлебнув по баночке энергетика, таксисты рассадили всех по трем машинам. У одного в салоне оказался недобор – всего два человека.
– Сейчас в одно место заедем, может, кому нужно на границу. И тронемся в путь, – сказал Марат ага, заводя мотор своей «десятки».
Мы остановились возле двухэтажного здания, огороженного высоким забором, недалеко от объездного моста.
–Здесь что-то типа пекарни и кулинарного цеха, – просветил меня водитель. – Тут много узбеков работает. Когда не хватает пассажиров, заезжаю сюда, и стопудово отыщется пара–тройка тех, у кого заканчивается регистрация.
В подтверждение своих слов водитель, которому не доставало пассажиров, вернулся с парой узбекских трудяжек.
–А теперь все пристегиваемся и поехали!
ДВА МИЛЛИОНА ИМ И НЕ СНИЛИСЬ
Мне в попутчики попались две женщины из Узбекистана и один парень-каракалпак. Народ, надо признать, неразговорчивый и, как мне показалось, даже угрюмый. Впрочем, быть может, нелегкая жизнь гастарбайтера в чужих краях наложила на них такой отпечаток.
Сидящая рядом со мной Бахор, светловолосая и сероглазая женщина лет сорока, рассказала немного о себе, смешивая русские и казахские слова:
–Мужа нет у меня, дома двое детей с моими родителями. В Узбекистане нет работы. Я уже два года работаю в Атырау. Сначала, когда приехала сюда, устроилась к одним богатым. Убирала дом, еду готовила. Платили каждый месяц 20 000 тенге. Сейчас работаю на кухне в одном ресторане. Получаю 30 000 тенге. С тремя своими землячками снимаем времянку, стараемся здесь деньги не тратить, чтобы побольше отправить домой.
–Мы всяких иностранцев перевозим, не только узбеков и каракалпаков, – вступил в диалог Марат ага. – Бывают и россияне, и азербайджанцы, и даже турки ездят. Турки вообще каждый месяц ездят через границу. Есть среди них такой очень важный, выкупает весь салон, чтобы одному ехать. А есть и простые совсем. Вот на днях один ехал, говорил, что он из Стамбула, что жизнь там совсем тяжелая, работы нет. Здесь, в Атырау, этот турок работает сантехником в КСК за 70 тыс. тенге. Живет с одной женщиной, ребенка родили. Так вот, чтобы не нарушать закон, каждый месяц мотается, но говорит, что, несмотря на такие трудности, домой в Турцию возвращаться не собирается.
– Ну, оформил бы вид на жительство, мороки меньше и работать легально можно, – говорю я.
– Так сделать – очень большие деньги надо, два миллиона тенге, а их у нас никогда не будет, - не без горечи ответила Бахор.
Действительно, для получения разрешения на жительство иностранным гражданам, за исключением граждан России, Белоруссии, Киргизии и Украины, для подтверждения своей платежеспособности необходимо иметь на банковском счету не менее 1320 МРП – 2 284 920 тенге.
ПОЛСЕКУНДЫ ЗА ГРАНИЦЕЙ
За такими вот невеселыми разговорами таяли километры разбитой трассы Атырау – Астрахань. Самый ужасный отрезок дороги, как мне показалось, был в районе Ганюшкино. Несмотря на плохую дорогу, наш таксист давил на газ и держал скорость 120 – 130 км/ч. И на такой дороге это было страшно. Впрочем, с приближением к казахстанскому пограничному посту Курмангазы дорога вдруг стала идеально ровной. На подъезде к пограничному шлагбауму таксист остановился, раздал всем миграционные карточки для въезда в Россию, ручки, приказал быстренько все заполнить. Через две минуты мы уже были на границе.
Контрольно-пропускной пункт, сверка фейса с фото в паспорте, взгляд на видеокамеру для фото в базу данных погранцов... А вот уже и Марат ага, который каким-то странным образом успел пройти все процедуры, нас поторапливает:
–Бегом, бегом, бегом!
И мы бежим к машине. Открывающий шлагбаум на выезд в сторону российского погранпоста молодой пограничник узнает Марата ага и улыбается ему.
–Здорово! – кричит на ходу наш водитель.
– Что, сколько сегодня? – участливо интересуется парень в форме.
– Четыре! – с радостью сообщает таксист. Это про нас, мигрантов…
Где-то посередине между казахстанским и российским пограничными постами – пост федеральной службы безопасности РФ. Делаем остановку. Скорый осмотр салона, багажника, документов. Все в порядке, нам выдают талончики желтого цвета. До российской границы совсем ничего… Там тоже всё проходит очень быстро, проверка документов, штамп в паспорте. Так же галопом несемся обратно в машину, проезжаем последний шлагбаум – и мы в России.
А Марат ага резво разворачивает машину и мигает фарами, чтобы нас пустили обратно. И всё начинается по новой! По возвращении на казахстанский пост наши иностранцы опять заполняют миграционные карточки, но уже для Казахстана. Всё в порядке.
Пока мы за пределами пограничного поста ждали другие машины, я заметила молодого паренька, по всей видимости, узбека, который подходил к водителям машин и просил за недорогой мобильный телефон подбросить до Атырау. Как он оказался «без колес» возле границы, непонятно.
Тут подъехал автобус с атыраускими номерами, из которого высыпали около трех десятков узбеков. Видимо, у нас бизнес по перевозке мигрантов через границу и обратно поставлен на широкую ногу.
Передохнув и перекусив в придорожной чайхане, мы отправились домой. Мои попутчики малость повеселели. Мне показалось, что они облегченно вздохнули. Ведь у них снова есть целых два месяца для пребывания в нашей стране, а значит, они смогут заработать…
Тамара СУХОМЛИНОВА