Атырау, 1 октября 09:56
 ясноВ Атырау +25
$ 481.19
€ 538.45
₽ 5.18

Мирись-мирись и больше не дерись

6 073 просмотра

Атырауский областной суд оказался одним из самых активных в деле разрешения конфликтов посредством медиации. Как известно, примирительный закон вступил в силу всего полтора года назад, но за это время досудебное разрешение конфликтов стало уже привычным. О самых ярких историях из своей практики нам рассказала профессиональный медиатор Марина МУХТАРОВА.

 

«ПОПРОСИ ПО-ЧЕЛОВЕЧЕСКИ»

Сейчас многие дела, включая и уголовные (если только речь идёт о лёгкой и средней степени тяжести преступления), предлагают решать у медиаторов. Преступник и его жертва, кредитор и должник, разведённые супруги, нечестный продавец и обманутый им покупатель или повздорившие начальник и подчиненный садятся за стол переговоров.

– Трагедия под Алматы в декабре эхом отдалась и в Атырау, – говорит медиатор. – Конец декабря, кафе и рестораны забронированы для корпоративных вечеров, деньги уплачены, платья куплены… И тут в стране объявляют национальных траур по погибшим в авиакатастрофе.

Одни эту новость восприняли как должное, другие отнеслись иначе. В тот день в ресторане должна была состояться новогодняя вечеринка одного из ТОО, но, узнав о дне траура, владелец фирмы решил её отменить и попросил деньги назад. Хозяин ресторана встал в позу, мол, продукты куплены, еда приготовлена – отдам лишь часть из уплаченной суммы, так сказать, неустойку. Разговор неминуемо перерос в крупную ссору, не обошлось без взаимных оскорблений, в общем, стороны разошлись заклятыми врагами и точку в этом вопросе решили поставить в суде.

Дело, как выяснилось, было вовсе не в деньгах. Владельца ТОО оскорбило наплевательское отношение к памяти погибших. Ресторатор же был оскорблён резким тоном бизнесмена и считал, что выплата этих денег будет воспринята как признание права оскорблять его безнаказанно. И того, и другого можно было понять. К счастью, мы пришли к мирному соглашению: ресторатор согласился отдать сумму не сразу, а частями, хотя он с лёгкостью мог бы отдать её полностью. Для него это было важно. Бизнесмен был не против. После рукопожатия проблема была полностью исчерпана.

 

ПОМОЛЧИ, ПОКА ЖЕНЩИНА ИСТЕРИТ

Одной из самых частых тем для спора является раздел имущества супругов после развода. Дело доходит до того, что бывшие половинки начинают делить ложки и вилки. В случае, о котором рассказывает М. Мухтарова, уже разведённая чета делила машину. Если по закону, то это имущество должно было делиться пополам, так как куплено оно было во время брака. Жена не соглашалась на сумму, которую предлагал муж, чтобы оставить машину себе. На сеансах медиации супруги забывали о машине и переходили к взаимным упрекам, вспоминая мелкие и крупные ссоры, произошедшие во время их брака.

– Дело зашло в тупик,вспоминает юрист. – Они перебивали друг друга, никто не хотел никого слышать, кроме себя. Пришлось поговорить с мужчиной отдельно. «Вы не перебивайте её, просто послушайте, что она говорит, сохраняйте молчание, даже если у вас есть веский аргумент против», – сказала я ему. Женщина говорила довольно долго, кажется, больше часа. То, что накипело у нее за годы, всё высказала. А потом вздохнула облегчённо и подписала мировую.

 

ПОЖАЛЕЙТЕ БАБУШКУ И ДЕДУШКУ

Отдельная тема – согласование времени посещения и общения с ребёнком одного из супругов после развода.

Я не люблю за такое браться, признаётся медиатор. – Всё, что касается детей, для меня очень сложно. Здесь нет правых и виноватых, так уж вышло, что люди женились, родили ребёнка, но вместе жить не могут. Так бывает. Матери, озлобленные на своих мужей, запрещают видеться с ребенком. Хотя я заметила один нюанс: страдают от этого не столько отцы, сколько его родители, бабушки и дедушки ребенка. Такие конфликты, как правило, сложно уладить. Мирное соглашение может быть подписано, но кто гарантирует, что лет эдак через пять бывшие супруги не поссорятся снова, и манипуляция ребёнком не начнётся опять?

 

КАК ЗАВЕЩАЛА МАМА…

– В данный момент я занимаюсь делом о наследстве, доставшемся трем братьям,продолжает Мухтарова. Одного из них мать на смертном одре попросила не продавать дом, который построил их отец.

«Пусть стоит, пока не развалится, сын. Здесь я была так счастлива. Это моё последнее желание», – с этими словами старушка отошла в мир иной. Все трое братьев имеют собственное жилье, но и за опустевший отчий дом можно выручить неплохие деньги…

Чем закончится эта история, я пока не знаю. Но, думается, мирным путём, иначе какой я после этого медиатор…

Анастасия ПАСТУХОВА

Фото Каната ЕЛЕУОВА

28 февраля 2013, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.