Январские счета за отопление особо чувствительных предпринимателей могут довести до инсульта: скачок составил более чем 100%!
НЕХОРОШАЯ АРИФМЕТИКА
Хотя официально тариф вырос на 76%, тепловики напоминают: плюс поправка на погоду. Так и набежали 47 тысяч тенге за отопление 53-метровой двушки Анар, которую она сдаёт, чтобы расквитаться с ипотекой. Сама она пока ютится с двумя детьми у родственников.
– Месяц назад я заплатила тепловикам 23 тысячи тенге. Теперь не понимаю, какой смысл работать «по-белому», если в итоге я в убытке? – совершенно справедливо задаётся вопросом она.
Действительно, теперь заработать на аренде в домах, не оснащённых общедомовым тепломером, сложно. Анар платит КСК ежемесячно 2 500 тенге, патент – 8 000. Электроэнергию и телефон оплачивают арендаторы. Сумма арендной платы – 70 тысяч тенге. То есть в итоге чистый ежемесячный доход составит совсем небольшую сумму.
– Минус неизбежные мелкие расходы, связанные с устранением каких-то неполадок, и что мне остаётся? – говорит Анар. – Они вынуждают нас закрыть мелкий бизнес либо резко увеличить цены. Или работать нелегально, что чревато гигантскими штрафами. Этот крик души тепловики в своем официальном ответе на редакционный запрос оставили без комментария. Новые – дифференцированные – тарифы, пишут из АТЭЦ, поддержаны как действующими законами, так и Департаментом агентства РК по регулированию естественных монополий.
К ВОПРОСУ О СТИМУЛАХ
Ответ директора ДАРЕМ Балжан ДОСМУХАМБЕТОВОЙ практически дублирует письмо АТЭЦ, разве что с добавлением пары тезисов о стимуляции потребителей: «Установка приборов учёта способствует формированию стимула к экономному потреблению воды, тепла, энергоресурсов. Формируя тариф на данные услуги, определяя методологию его расчёта и применения, мы создаём необходимые условия для этого. Опыт общения с потребителями показывает, что основным препятствием для установки общедомовых приборов учёта тепловой энергии является их высокая стоимость. На сегодня созданы возможности достаточно быстро окупить их приобретение и установку: к примеру, за отопительный период с октября 2012 года по январь 2013-го экономия составила от 20 до 90% платежей. Во-вторых, с введением дифференцированных тарифов при наличии прибора учёта плата за потреблённую тепловую энергию будет на 50% ниже среднеотпускного тарифа.
С 1 января 2013 года департаментом утверждены дифференцированные тарифы в зависимости от наличия или отсутствия приборов учёта тепловой энергии в следующих размерах (без НДС):
Для физических лиц
- имеющих общедомовые приборы учёта тепловой энергии – 1 877,16 тенге за 1 Гкал;
- не имеющих общедомовые приборы учёта тепловой энергии – 4 098,255 тенге за 1 Гкал;
- проживающих в ветхих, аварийных помещениях, домах барачного типа – 3 754,32 тенге за 1 Гкал.
Для юридических лиц
- имеющих общедомовые приборы учёта тепловой энергии – 4 776,15 тенге за 1 Гкал;
- не имеющих общедомовые приборы учёта тепловой энергии – 12 827,97 тенге за 1 Гкал;
- расположенных в ветхих, аварийных помещениях, домах барачного типа – 9 552,3 тенге за 1 Гкал.
Примечание: НДС 1,12.
Департаментом проведён расчёт начисления на примере магазина «Азия» по проспекту Азаттык, 22 за январь 2013 года. Показания общедомового тепломера составили 3,301 Гкал. Сумма к оплате – 4 776,15 тенге за 1 Гкал (без НДС) – составила 17 658,00 тенге с НДС. А если бы тепломера не было, начисление платы на отапливаемый объём 1 063,2 м3 при средней температуре наружного воздуха -6,90С производилось бы расчётным путём в соответствии с методическими указаниями. Расход тепловой энергии составляет 14,28623 Гкал. Сумма к оплате – 12 827,97 тенге за 1 Гкал (без НДС) – составила бы 205 254,93 тенге с НДС. Экономия составила 187 596,93 тенге, или 91% средств потребителя».
Вопрос законности разового увеличения тарифа более чем на 100% остался без ответа. Как и вопрос о вольном или невольном давлении на МСБ, способном привести к закрытию части небольших частных предприятий.
С КЕМ ВЫ, АНТИМОНОПОЛЬЩИКИ?
Этот же вопрос я задала руководителю ОО «Союз предпринимателей и работодателей Атырауской области» Нине ТЕМИРБАЕВОЙ.
– Действительно, эта методика зарабатывания прибыли монополистами способна задавить часть МСБ и привести к инфляции. В случае с монополистами мы надеемся на ДАРЕМ как на структуру, если не защищающую бизнес, то хотя бы регулирующую тарифы монополистов. А получается, что ДАРЕМ выступает скорее как партнер монополистов. Сегодня предприниматели вынуждены отдавать половину, а то и более месячной прибыли на оплату комуслуг. Ставить отдельный счётчик, который стоит от 350 000 тенге и выше, под силу не каждому магазину или парикмахерской. Индивидуальные счётчики опять же не всем по карману. В значительной степени рост цен провоцируют именно высокие коммунальные тарифы. Особенно это актуально в условиях жёсткой конкуренции с участниками рынка ТС.
Любой монополист – это большая компания, где сидят целые юридические отделы и работают над упрочением материального благополучия своего предприятия. Сегодня мало возмущаться, нужно объединяться и говорить с ними на равных. Такая возможность есть, например, через Национальную экономическую палату «Атамекен», а через депутатов можно влиять на законы, – предложила Темирбаева.
Итак, вопрос остаётся открытым. Кто защитит малый бизнес, а в итоге – потребителя, который, по своему обыкновению, в конце этой цепи: кто, как не мы с вами, будем оплачивать повышение тарифа? Не думаю, что владельцы парикмахерских, магазинчиков и кафешек на первых этажах жилых домов смиренно проглотят этот коммерческий финт. Они просто вслед за монополистом увеличат своитарифы.
НЕСЧАСТЬЕ МИХАИЛА, СЧАСТЬЕ НУРЛАНА
Михаил ЛЯМИН – ещё один представитель маленького бизнеса с «неправильной» пропиской: в доме, где работает его продуктовая лавочка (60 кв. м), тоже нет счётчика отопления. Вообще так не повезло практически более чем 90% наших бизнесменов – в Атырау счётчиками обеспечены менее 8% домов (по данным ДАРЕМ, в области самая низкая оснащенность общедомовыми приборами тепловой энергии по республике).
– До января приходили счета за тепло в 20-25 тысяч тенге. За январь – 46 тысяч. Я не против тепломера, но жители нашего дома категорически отказываются его ставить, мотивируя тем, что не видят в этом смысла. В КСК сказали, что необходимо согласие 70% жителей. Можно узнать, какой выход есть у меня в этой ситуации? Ведь такие огромные суммы за отопление ставят под угрозу рентабельность моего бизнеса, – говорит предприниматель.
На сайте «АтырауЭнерго» Лямину рекомендуют «произвести установку индивидуального прибора учёта отопления независимо от общедомовой разводки».
В области на сегодня всего две компании, занимающиеся не только поставками, но и установкой и обслуживанием приборов учёта тепла – ИП «Махамбетов» и ТОО «Алатау-Взлёт». Вадим МАХАМБЕТОВ подтверждает, что установка отдельного счётчика возможна. Стоить это будет для небольшого помещения около 150 тысяч тенге. Вообще цена напрямую зависит от площади помещения. Счётчик можно установить даже в отдельной квартире:
– Если есть отдельный ввод отопления, не связанный с другими квартирами, – уточняет Махамбетов.
Общедомовыми счетчиками на сегодня обеспечены чуть более десятка многоквартирных домов в городе, и большинство – в рамках термомодернизации. Самостоятельно обзавелись тепломерами только два дома. Пример одного из них – 75-квартирного дома по Сатпаева, 48 – убеждает: проект довольно затратный, поскольку ставить счетчики без капремонта и обновления всех коммуникационных сетей, осушки подвалов и возведения теплокамеры – спецпомещения для счетчика (он не терпит влажности) нельзя. Счетчик, его установка и двухлетнее гарантийное обслуживание обойдутся для стандартной 100-квартирной постройки в 550 тысяч тенге. Поверка раз в 4 года – ещё в 115 тысяч тенге. Но для создания идеальных условий понадобится еще миллиончик-полтора.
–Жильцы собрали по 37 тысяч тенге с квартиры, всего 2,673 млн тенге, плюс 1,3 млн дали расположенные в нашем доме юрлица: в доме удачно расположились отдел банка, крупный ювелирный магазин, стоматологическая клиника и так далее,– делится опытом Нурлан, вдохновитель и организатор коммунальной революции в этом доме. – Мы осушили подвалы, поменяли все трубы, вплоть до сгнивших труб выпуска (по ним сливаются стоки в коллекторные колодцы), пришлось даже вскрывать асфальт.
В доме даже счастливо нашлось подходящее помещение, небольшая комната, где установили счётчики (на подачу и на обратку).
Экономия, по словам Нурлана, владеющего 90-квадратным офисом в этом же доме, существенная.
– Я плачу как юрлицо чуть больше 4 000 тг за Гкал, потребление около 1,3 Гкал – выходит не более 6 тысяч тенге. А в прошлый отопительный сезон, пока не было счётчика, платил 30 тысяч.
В этом доме всё сложилось крайне удачно: часть понесённых расходов, а именно эксплуатационную плату за год, КСК списал. Таким образом, жители отдали на преобразования по 25 тысяч тенге. Но не всем так везёт с «соседями»: не в каждом доме имеет свои площади банк или крупный магазин. Не говоря о ветхих домах, финансовые возможности жильцов которых не отличаются стабильностью.
Зульфия БАЙНЕКЕЕВА