Подходит к концу второй этап проекта «Успешное детство» образовательного центра «Достижения молодых». Уже два года команда центра готовит к школе малышей из интернатных учреждений.
ИХ ТЕПЕРЬ НЕ УЗНАТЬ
Началась эта программа ещё в 2011 году в стенах детского дома «Акбота» – там было больше детей предшкольного возраста (см. «АЖ» №21 от 26.05.11 г., «Как поддержать первоклашку из детдома»).Когда стало известно, что детский дом закрывается, а дети переходят в школу-интернат №1, специалисты Центра стали посещать и интернат. Обучили педагогов и психологов.
Руководитель проекта Наталья СТРУНЯШЕВА с гордостью рассказывает о достижениях своих подопечных. Маленькая Батима – инвалид с детства. Долгое время она была так слаба, что даже не могла усидеть на стуле, всё время падала. Сейчас её не узнать: деловито передвигается по залу, то ей не понравился её стульчик и она выбрала себе другой – розовый, потом стала помогать друзьям вырезать детали для аппликации, потом прибрала свой столик и вытерла его салфеточкой. Глядя на шуструю девчушку, в жизни не поверишь, что у неё какие-то проблемы со здоровьем. Разве что предательски выдают глазки, которые смотрят на собеседника не прямо, а слегка в сторону.
Подружка Батимы Любочка на лету схватывает всё, чему их учат, с удовольствием повторяя за старшими стихи и скороговорки.
Этих детей не то что заинтересовать учебой – просто усадить за парты было очень нелегко: в большинстве своём они гиперактивные, и длительная концентрация внимания на занятиях давалась им с трудом. Наталья ЕРМОЛЬЧЕВА, которая проводит с ними занятия по дошкольной подготовке, нашла выход – стала вести занятия небольшими группами, в которые включает и активных, и спокойных детей. Тактика приносит плоды.
Шестилетний Нурсултан или, как его все называют, Нурик, который раньше всё больше интересовался играми, теперь просит дать ему более серьёзное занятие – написать что-нибудь или выучить песню.
По программе педагог должен заниматься с ними два часа в неделю. На деле же Наталья проводит в интернате всё своё свободное время и по окончании проекта бросать детей не хочет – будет продолжать занятия с ними уже по собственной инициативе.
ГОТОВНОСТЬ НОМЕР ОДИН
После первого этапа, проанализировав все плюсы и минусы, к проекту привлекли педагога дошкольного образования и тренера ЛФК (лечебно-физкультурный комплекс).
– В процессе занятий выяснилось, что дети не знают многих вещей, которые домашние малыши узнают во время игр, чтения сказок. Тогда решено было подключить к проекту преподавателя. А когда, к примеру, детям нужно было попрыгать как зайчики, оказалось, что они не умеют прыгать. Так у нас появился инструктор ЛФК, – рассказывает Н. Струняшева.
Сейчас в интернате №1 живет 121 ребёнок, в том числе 15 малышей дошкольного возраста. Число постоянно меняется: кого-то усыновляют или берут под опеку, кто-то наоборот, волей судьбы попадает в интернат.
– Недавно от нас ушла девочка, которая только прошла предшкольную подготовку – её забрала мама, которая отбыла наказание в колонии. Двое мальчиков готовятся отправиться к новым родителям – это довольно редкий случай, обычно усыновляют одного ребёнка, но тут речь идёт о родных братьях, их нельзя разлучать, –рассказывает директор школы-интерната №1 Сания МУСИЕВА. – Но бывает и так, что детей возвращают обратно: семья, в которой были родные дети, оформила опекунство над девочкой, но дети не нашли общего языка, и ребёнок вернулся к нам.
Как раз для этого и нужны проекты, подобные «Успешному детству», чтобы сделать детей в интернате более приспособленными к жизни, открытыми, готовыми к новой судьбе.
Зульфия ИСКАЛИЕВА
Фото Каната ЕЛЕУОВА