Атырау, 28 ноября 01:45
 будет пасмурноВ Атырау +1
$ 499.51
€ 525.83
₽ 4.62

$20 миллиардов на кону

9 750 просмотров

Главной темой форума нефтегазовых компаний, прошедшего 14 февраля в Астане, стал Проект будущего расширения ТОО «Тенгизшевройл». За 5 лет на его реализацию будет затрачено $20 млрд. Понятно, что казахстанские и иностранные компании - потенциальных поставщиков товаров и услуг – очень интересовала возможность в этом поучаствовать.

- Это огромная для Казахстана сумма и большой потенциал для развития как западного, так и других регионов страны, - подчеркнул один из спикеров конференции.

В ходе реализации у ТШО возникнет потребность в огромном количестве услуг: от производства металлоконструкций, изготовления и монтажа модулей до организации питания и уборки помещений вахтовых поселков на период строительства и после него. При этом очевидно, что большая часть из заявленных заказчиком 20 миллиардов уйдет за рубеж, на изготовление модулей. В условиях мирового экономического кризиса это огромный куш и для простаивающих заводов Европы. Что до Казахстана, то последние «наезды» на ТШО, в том числе затянувшееся согласование по ПБР, похоже, возымели своё действие: кое-что перепадет и казахстанским компаниям – за счет создания совместных предприятий для каждого вида работ.

НАШИ ПРОЕКТИРОВЩИКИ В БРИТАНИИ

- Проект получил одобрение всех партнеров, в том числе НК «КазМунайГаз». Мы находимся на финальной стадии согласования в министерстве нефти и газа. Мы готовы направить технологическую схему по дальнейшей разработке Тенгизского месторождения в Центральную комиссию по разработке после согласования проекта с Министерством охраны окружающей среды. Думаем, что придем к согласованию в течение ближайших недель, - заявили представители ТШО.

По казахстанскому содержанию: как проинформировали представители ТШО,  в ходе реализации проекта будут создано несколько СП между казахстанскими и иностранными предприятиями: для ведения буровых, строительных работ и по обслуживанию поставляемого оборудования. Будет создано СП – генеральный подрядчик по изготовлению модулей. Они будут изготавливаться за рубежом и в Казахстане.

Всего в ходе строительства завода будет создано 20 тысяч временных рабочих мест, а в ходе эксплуатации – 600 постоянных. 400 уже создано – работают проектировщики. 45 казахстанских сотрудников прикомандированы к работе над проектом за рубежом, в том числе в Великобритании. В планах увеличить их число до 100.

Надо сказать, что заявленные по программе выступления представителей ТШО состояли в основном из общих фраз.  Более конкретную информацию по проекту сидящие в зале сервисники получали главным образом из ответов ТШО-вцев на уточняющие вопросы, полученные письменно от участников форума или по электронной почте.  Поясню, что не попавшие на форум представители казахстанских компаний могли наблюдать за ходом конференции по Интернету и задать вопросы выступающим в режиме onlineв пресс-центрах, организованных в 14 региональных подразделениях Союза «Атамекен», в том числе в Атырау.

МАКСИМАЛЬНЫЙ МИНИМУМ

После одобрения технологической схемы до конца контрактного периода в 2033 году «Тенгизшевройл» намерен пробурить 200 скважин. Сервисникам дали понять, что из-за сложности бурения на Тенгизе (высокое содержание сероводорода) ТШО отдаст предпочтение СП с участием иностранной компании.  

В настоящее время идет тендер на изготовление модулей, как в Казахстане, так и за рубежом. Контракт будет подписан к середине года. Будут подписываться контракты на ранние работы, как то строительство вахтового поселка, а также большой контракт на логистические услуги по доставке модулей и оборудования на Тенгиз.

- Протяженность дороги для доставки модулей будет зависеть от решения по дислокации порта. Если будет выбран порт Атырау, тогда потребуется строительство дороги длиной 200 км. Если выбор падет на Прорвинское направление – тогда дорога будет гораздо короче. В любом случае после согласования всех технических аспектов мы заключим ряд контрактов на ранние работы и поставку оборудования, в которых оговорим местное содержание,-  заверили представители ТШО.

По их словам, ТШО подписало меморандумы с участниками тендера по модульному строительству, в которых они принимают на себя обязательства по выполнению минимальных требований по казсодержанию.

- Так вот, эти минимальные требования превышают весь объем модулей, которые когда-либо были построены на территории страны.

ЯЗЫКОМ ШТРАФОВ

В своём докладе ответственный секретарь МНГ Канатбек САФИНОВ сообщил, чтодоля местного содержания в общем объёме закупок ТШО составляет всего 5%: 

-  Такая же ситуация и на Карачаганакском, и на Кашаганском проекте. Конкурсы зачастую проводятся по особому регламенту, иногда они закрыты для наших товаропроизводителей.

По его словам, казахстанские поставщики жалуются на необоснованные отказы принять заявки, на то, что их не допускают к процедуре вскрытия конвертов.

- Возможно, надо переходить на электронный формат закупок, чтобы не было жалоб от производителей, чтобы они могли знать четкие правила,– считает Сафинов.

Напомним, что с 2010 года у Казахстана появилось право накладывать штрафные санкции за неисполнение контрактных обязательств по местному содержанию. МНГ взыскивает такие штрафы с 2011 года.

- В 2011 году мы начислили штрафов на 180 миллионов тенге, а в 2012-м – на 350 миллионов, - сообщил Сафинов.

Лаура СУЛЕЙМЕНОВА

Атырау-Астана

Фото автора

18 февраля 2013, 12:11

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.