На эту тему много анекдотов. Например.
Звонок из гороно:
– Мы спешим вам сообщить, что ваша очередь в садик уже подошла.
– Спасибо, но моя дочь сегодня выходит замуж…
Смешно. Но тем, кто стоит 16-тысячным в этой очереди, – как правило, не очень. Выбор невелик: не работать и воспитывать ребёнка дома или зарабатывать достаточно, чтобы осилить личную няню или частный садик.
«КЕЛЕШЕК» ДО И ПОСЛЕ
Частных садиков, по данным гороо, в Атырау 9. Ежемесячная плата – от 30 до 50 тысяч тенге. Раньше пальму дороговизны держал «Келешек» (100 тысяч тенге), весьма востребованный в определённой социальной прослойке. Но в прошлом году лавры самого дорогого детсада он с себя сложил и стал просто самым дорогим Центром развития, который принимает детей на обучение по полдня, своего рода «сменами» в до- и послеобеденное время. Плата снизилась соответственно: месячный «абонемент» составляет 50 тысяч тенге. По словам директора садика Майры КУЛЬЧИЕВОЙ, есть родители, которые водят детей на обе смены. На вопрос об их питании (в центрах развития не кормят и спать не укладывают) внятного ответа Майра Жайгалиевна не дала, но, видно, он как-то решается, поскольку частные заведения обычно выбирают довольно требовательные родители.
Есть ещё такой стандарт работы с детьми, как «домашняя няня». Владелица одного такого ИП призналась, что за более чем десятилетнюю практику её никто не проверял. Единственный документ, который она заполняет – налоговая декларация.
А самым первым в городе частным садиком был открытый в 2008 году в микрорайоне Жеты казына «Таза булак» с ежемесячной платой 50 тысяч тенге. В 2010-12 годах открылось ещё 8 садиков («Жас батыр», «Байтерек», «Жанерке», «Кайнар», «Арай», «Аккогершин», «Куншуак», «Хан-Шатыр») и один центр развития «Айналайын». Бизнес набирает обороты, не в последнюю очередь потому, что – и это обескураживает – он практически бесконтролен!
И НИКАКОЙ ОЧЕРЕДИ
Кроме того, под вообще нигде не зарегистрированной вывеской «Детский сад» на ниве воспитания подрастающего поколения трудятся ещё около десятка заведений. Задав в поисковой строке «частный детский сад в Атырау», я обнаружила несколько рекламных зазывалок, ну а по сарафанному радио можно заполучить ещё кучу явок, где принимают детей безо всякой очереди. А дело в том, что с сентября 2012 года условие обязательного лицензирования детсадов снято. Регистрация в отделе образования и в управлении госсанэпиднадзора теперь дело сугубо добровольное. То есть если не поступит письменного заявления на незаконно действующее учреждение от населения, ему никто не помешает и дальше так же незаконно работать.
Треть колледжей, школ и детсадов РК не прошли госаттестацию в 2012 году, об этом сообщил председатель комитета контроля качества в сфере образования и науки МОН РК Серик ИРСАЛИЕВ.
«Раньше местные исполнительные органы сами проводили аттестацию школ, результат был 99,7%. В настоящее время мы проверили 1 117 школ, детсадов и колледжей, в результате 37% из них не аттестованы. Хочу отметить, что наши департаменты работают по самым минимальным требованиям качества образования», – сказал С. Ирсалиев в интервью Службе центральных коммуникаций при президенте РК, опубликованном на официальном сайте ведомства.
По данным главы комитета, в ходе проверок выяснилось, что 205 школ республики не имеют лицензий, более 2 тыс. учителей – без педагогического образования.
Так что, уважаемые родители, всё – сами. Самое удивительное, небольшой опрос среди родителей показал, что никаких официальных документов при оформлении собственного ребёнка в садик они не запрашивали. Им «неудобно» или просто «не пришло в голову».
Впрочем, регистрация в официальных органах не панацея от нарушений, учитывая, что проверяются они строго дважды в год: один раз санврачами, второй – работниками гороо.
– С письменным предупреждением за месяц вперёд, с указанием точной даты и даже времени, – подтверждает начальник санитарно-гигиенического отдела департамента санэпиднадзора Асель МУРАТОВА.
– Как часто вы обнаруживаете нарушения?
– Их практически нет.
– А вы считаете, что столь редкие «визиты вежливости» способны что-то выявить?
В ответ Муратова напоминает мне, что раньше проверки были ежеквартальными и внезапными. Но теперешний приоритет – забота о малом бизнесе – задвинул другую вечную заботу государства – о детях – в частные дома и подвалы. Я лично видела частные ясли, группы которого находятся в цоколе коттеджа. Муратова согласна, что это грубейшее нарушение, но выявлять такие – не её компетенция.
НОРМА НОРМОЙ, НО…
Справедливости ради надо сказать – в государственных садах проверки проводятся примерно с такой же частотой. А нарушений в них гораздо больше, хотя бы потому уже, что группы, как правило, переполнены. В «Сборнике нормативно-правовых актов системы дошкольного воспитания», утвержденных министерством образования и науки, прописаны нормы наполняемости групп с учётом возраста: не более 20 детей первой младшей группы (от 2 до 3 лет) и не более 25 детей в группах от 3 до 6 лет. У меня есть сведения, что в одной из групп популярной АДГ (авторская дошкольная гимназия) по списку 100 детей.
–Нет, это неправда! – категорична главный специалист по дошкольному воспитанию городского отдела образования Гульнар ДЖУЛМУХАНОВА. – Могу сказать, что в двух садах, на которые высокий спрос – в АДГ и в садике №13 – есть по одной-две группы, в которых списочно 45-50 детей, но ходят опять же не все. А в остальных всё в пределах нормы. Вот у меня есть последние данные, согласно которым у нас в среднем в городских садах по спискам максимум по 35-40 детей, а ходит и того меньше: 25-30. Кстати, в 2012 году мы и директора детских садов вышли на горсобес с предложением выделить специальных работников в помощь воспитателям. Уже с конца прошлого года в садиках с высокой плотностью детей в группах имеются дополнительные работники – помощники воспитателей, предоставленные горсобесом с биржи труда. Их труд оплачивает местный бюджет.
Государственная компенсация части расходов на частные сады, которой ждали многие родители малышни, не востребована: на сегодня, по словам Джолмухановой, из трех поданных владельцами частных садов заявок на участие в конкурсе все три отозваны. Напомню, победители конкурса на госзаказ получают дотации и соответственно уменьшают сумму платежа для родителей. Но дотация непопулярна: почему – объясняет директор одного из частных садиков:
– Сумма незначительная, говорили о 20 тысячах тенге, теперь она сдулась до 12 тысяч, а мороки с отчетами будет… Я не испытываю дефицита детей, родители платят мне напрямую, и я ни перед кем не должна отчитываться, поэтому лично мне не нужна эта головная боль. Компенсация интересна тем, кто не может заполнить группы, тогда они заполучат детей через гороо из списка очередников. Но у частных садов, как правило, нет таких проблем.
Комиссия по рассмотрению заявок на эту дотацию заседает дважды в год, одна уже состоялась. Осталась ещё одна – если желающих не найдётся, проект будет провален. Бюджет сэкономит, но родители так и не получат обещанной помощи государства.
Вообще по статистике средняя посещаемость у нас составляет 70%. Зимой ещё ниже, просто многие предпочитают не водить в холодное время года детей. А есть и те, кого родители отпросили «в отпуск», длительность которого доходит до двух месяцев.
– Но ведь норма – это 25 детей и по 2,5 квадратных метра на ребенка.
– Конечно, все должны придерживаться санитарных норм, но всё это из-за острой нехватки садиков. Если до 90-х в городе было 67 садиков, то сейчас вместе с частными – 47. Санврачи, я знаю, штрафуют директоров садиков. Те выплачивают штрафы из собственного кармана, но продолжают брать детей. А детям куда деваться? В очереди десятки тысяч ожидающих…
Зульфия БАЙНЕКЕЕВА