Онербек Жанбала со своим любимцем английским скакуном Лашинкарой.Конный спорт – один из самых отсталых в нашем регионе, о чём свидетельствует малое количество участников в конных турнирах от Атырауской области. Мы задали несколько вопросов владельцу крестьянского хозяйства «Кулагер» Онербеку ЖАНБАЛЕ – практически единственному предпринимателю, кто вносит посильную лепту в это нужное дело.
Начал он с хорошего:
– Акиматом области принято решение о строительстве ипподрома международного уровня рядом с пригородным селом Кок арна, выделены средства из бюджета. Теперь все мы в ожидании начала строительства.
ЗА ДЕРЖАВУ ОБИДНО
– Вы уже давно говорите о том, что среди всех областей республики конноспортивной школы нет только в Атырауской. Когда же будет решён этот вопрос?
– Пока не знаю. Здесь многое зависит от поддержки властей. Этот вопрос меня волнует ещё и потому, что сам-то я, можно сказать, вырос на гриве коня. Во многом этому способствовало то, что мои предки были родом из Забурунья. А за тренировку лошадей я взялся для того, чтобы дать развитие нашим народным традициям, национальным видам спорта. Почему таким олимпийским видам, как футбол, волейбол и т. д. уделяется большое внимание, выделяются средства, а наш национальный спорт остаётся незамеченным? Посмотрите, до какого уровня подняли корейцы своё таэквондо! Они даже добились включения этого вида национальной борьбы в олимпийскую программу. А что же мы?
– Когда ваши лошади впервые приняли участие в состязаниях?
– В 2003 году во время проведения 200-летнего юбилея Махамбета Утемисова было организовано байге, на которое собрались любители конного спорта со всех уголков нашей страны. Я был сильно огорчён тем, что от нашей области не нашлось ни одной подготовленной лошади. Тогда, чтобы не обидеть дух нашего великого предка, я поехал в Россию и привёз оттуда хорошую лошадь, которая и приняла участие в байге. С того момента, собственно, всё и началось. Чуть позже построил у себя вместительную конюшню, привёз лошадей из Чечни, Северной Осетии, стали участвовать в соревнованиях.
– Расскажите нашим читателям об основных видах конных состязаний.
– Аламан-байге проводится на 25-30километров, групповое байге – 15, құнан жарыс – 9, жорға жарыс – 7, ұшқыр жарыс – 5километров.
ЗАБЫТОЕ НАСЛЕДИЕ
– Лошадей каких пород и из каких стран вы привозите?
– Для участия в скачках я везу их из Татарстана, Башкирии и других российских регионов, из Киргизии. Скакуны доставляются к нам в специально оборудованных для этого автомобилях. В скачках принимают участие в основном лошади таких пород, как английская, арабская. Они самые быстрые.
– А вы допускаете к участию в байге наших отечественных коней?
– К сожалению, когда наших предков принудили вести осёдлый образ жизни, мы потеряли многое из нашего исторического наследия. Одно из них – потеря линии породистости казахских скакунов. В древних легендах наших предков называли кентаврами – существами в образе получеловека-полулошади. Это свидетельствует о том, что лошадь была неотъемлемой частью нашей жизни. К сожалению, со времён развала Советского Союза в Казахстане разведением породистых лошадей почти не занимались. Знаменитые конезаводы в Дегересе, Луговом закрылись. Но сейчас многое делается для возрождения этой отрасли. У нас были широко распространены представители таких знаменитых пород, как костанайская, кушумская, мугалжарская и др. Это были очень выносливые, хорошо приспособленные к суровым условиям степной жизни лошади. А сейчас у нас в стране в основном остались лошади мясного или молочного типа, которые не годятся для участия в конных состязаниях, поскольку они слишком медлительные.
У каждой лошади из конюшни имеются специальные документы с родословной. Здесь проводится отбор, ведётся работа по улучшению породы. Среди моих питомцев многократные победители ежегодных конных состязаний на приз президента, приз элиты.
Круглый год в хозяйство приезжают любители верховой езды. Особенно много посетителей в летнее время. Конная прогулка улучшает настроение, окрыляет, она очень полезна для здоровья – ведь лошадь обладает особыми биотоками, которые благотворно влияют на здоровье человека. Существует такой метод, как иппотерапия, который широко применяется при лечении детей с ограниченными возможностями. Верховая езда приводит в движение все мышцы у детей и во многом помогает добиться положительных результатов. У нас пока нет подобного лечебного центра, для которого нужны специальные врачи.
АРИСТОКРАТЫ ЛЮБЯТ СТОЙЛО
– В чём особенность скаковых лошадей? Как вы готовите их к соревнованиям?
– Скаковые лошади никогда не пасутся, а постоянно находятся в конюшне, потому что они очень изнеженные и плохо переносят холод. Их отличие от казахских лошадей в том, что они не могут заводить свой табун и управлять им, поскольку избегают драк и «разборок», это настоящие аристократы. Мы подкармливаем их специальными витаминами, морковью, мёдом, яблоками, глюкозой, калорийными качественными кормами. А к состязаниям скакунов готовит тренер, специалист по лошадям английской породы. Подготовка коней к соревнованиям – очень кропотливый процесс, требующий терпения и выдержки.
– Какие у вас планы на ближайшее будущее?
– На нынешний год запланировано празднование таких знаменательных дат, как 210-летие Махамбета Утемисова и 190-летие Курмангазы Сагырбаева. К обоим торжествам будут приурочены конные соревнования. В настоящее время занимаемся подготовкой коней к этим состязаниям и приложим все усилия, чтобы не посрамить наш регион.
Записала Нургуль ХАЙРУЛЛИНА
Фото Зинат ОРЫНБАСАРОВОЙ