Союз предпринимателей и работодателей Атырауской области обратился к прокурору области, в общественный совет при прокуратуре и в Департамент министерства труда и социальной защиты населения по Атырауской области. Поводом для обращения послужила ситуация, в которой оказалась группа водителей ТОО Realty Invest Holding.
НЕДОПОЛУЧИЛИ МИЛЛИОНЫ
Мы уже обращались к этому конфликту («АЖ» №49 от 6.12.12 г., «Жертвы кассовых репрессий»). Водители ТОО Realty Invest Holding работают с раннего утра и до позднего вечера, постоянно выходят на работу в выходные и праздничные дни – это подтверждается таблицами учёта пробега, которые водители заполняли и подписывали у представителя заказчика – компании «Акер Квернер». Оригинал отправлялся работодателю, у себя водители оставляли копию. А заработная плата при таком ненормированном рабочем дне у них составляла всего 25 тысяч тенге. Уменьшение зарплаты водители считают местью работодателя за то, что они пытаются отстоять свои права. В марте 2012 года они написали коллективную жалобу в городскую, а затем в областную прокуратуру о невыплате зарплаты за сверхурочную работу. Надзорный орган посоветовал им обратиться в суд. Реакция работодателя была более активной: оставшимся на тот момент на предприятии водителям были вручены уведомления об изменениях условий труда и оплаты – их оклад с 93 тысяч снизился до 25 тысяч тенге. Правда, позднее водителям стали учитывать время переработки, и общая сумма их заработка составила около 43 тысяч тенге. Но это всё равно намного меньше, чем было раньше. Что это, если не репрессивная мера в ответ на обращение в прокуратуру? Ведь условия труда, в отличие от оплаты, ничуть не изменились – водители по-прежнему встречают ранние рейсы в аэропорту, провожают работников, вылетающих ночными рейсами, развозят иностранцев с работы домой и т. д.
Однако они были вынуждены подписать новые договоры – под угрозой увольнения. Тогда водители подали в суд на своего работодателя, требуя взыскать разницу по заработной плате, зарплату за сверхурочную работу, а также компенсацию за моральный вред. По их просьбе опытный бухгалтер произвёл расчёты, сколько они должны были получить за переработанное в выходные и праздничные дни, а также высчитал пеню за несвоевременную выплату. Оказалось, что каждый из них недополучил миллионы тенге. В неофициальных беседах им неоднократно предлагали получить 200-500 тысяч тенге и отказаться от судебного разбирательства.
Суд первой инстанции оставил требования водителей без удовлетворения, а заседание апелляционной коллегии прошло без присутствия истцов. Хотя адвокат заранее уведомил суд о том, что не сможет присутствовать на заседании и приложил билеты, подтверждающие его вылет в Алматы. А водителей не уведомили должным образом о дате заседания апелляционной комиссии. В итоге кассационная комиссия приняла решение отменить постановление апелляционной комиссии и направить дело на новое рассмотрение.
РЕЖИМ ПРЕЖНИЙ
– Мы считаем, что обоснованно доказали в суде, что приказы о сокращении объёма труда и изменении условий труда являются фиктивными. После вынесения приказов водители работают в прежнем режиме. И табели учёта рабочего времени составляются всё те же, которые суд первой инстанции не признал доказательством учёта рабочего времени именно этих работников. Но табель составляется и сдаётся, значит, всё же имеет значение как законный документ, подтверждающий отработанное время, – убежден адвокат водителей Мырзахан ТУЛЕГЕНОВ.
– У других наших водителей зарплата давно составляет 26 тысяч тенге, то есть мы, сокращая плату указанным работникам, просто привели её в соответствие со штатным расписанием других сотрудников. Штатное расписание мы представили. Что касается сокращения объёма работы, то речь идёт о снижении объёма работы у работодателя в целом, а не у его отдельных работников. Тайм-счета не могут быть надлежащим доказательством, так как составлены сторонней организацией (заказчиком) и не утверждены работодателем. Впрочем, даже эти счета представлены только на 4 водителей, а не на всех. А мы представили оригиналы и копии своих табелей, по которым велись расчёты,– утверждает представитель ответчика ИринаУШАЕВА.
Работодатель представил неполную информацию, уверены водители. Остальные сотрудники, на которых он ссылается, работают по полмесяца – по вахтовому методу, получают различные премиальные и т. н. лару.
ТАБЕЛЬ НЕ ПРИЗНАЛИ АРГУМЕНТОМ
Водители многого ждали от заседания апелляционной комиссии, ведь в качестве свидетеля выступала бывшая сотрудница компании «Акер Квернер» Альфия ИСМАГУЛОВА, которая координировала их работу и подписывала табели учёта пробега транспорта. Она рассказала, что каждый водитель с начала месяца должен был вести табель, в котором он ежедневно указывал время начала и окончания работы, в каком направлении выезжал и сколько проезжал каждый день. Этот табель был важным документом, на основе которого производились взаиморасчёты между компанией «Акер», её заказчиком – компанией «Аджип» и транспортной компанией.
– Если бы не этот документ, мы не смогли бы перечислять средства,– говорит Альфия Исмагулова. –Транспортный координатор ставил свою подпись и печать, снимал копию для себя и отправлял её в Аджип на подпись. Там данные проверялись, иногда у наших заказчиков возникали вопросы по поводу работы водителей, сменщиков и т. д. Транспорт использовался полный месяц, без выходных, и на каждый день должны были быть данные в табеле. Существовал подлинник документа, согласно договору его получал работодатель. На основании копии Аджип производил расчёты с нами. В договоре указан лимит, который должны проходить транспортные средства, он оплачивался по одной ставке, а превышение лимита оплачивалось по-другому. Водители перерабатывали всё время. Наш сотрудник координировал работу водителей, указывал, откуда забрать сотрудников и куда отвезти. Без его разрешения водители не имели права оставить работу.
Однако эти сведения не повлияли на решение суда. Он оставил решение первой инстанции без изменений. Водители вновь проиграли.
ПОЛИТИКА НЕВМЕШАТЕЛЬСТВА
В ходе опроса свидетеля Исмагуловой выяснилось, что «Акер Квернер» заключила договор о транспортных услугах с компанией Caspian Offshore Constraction Realty, которая, в свою очередь, является заказчиком ТОО Realty Invest Holding. А значит, по мнению представителя ТОО, показания г-жи Исмагуловой не имеют к ним никакого отношения. Что, впрочем, противоречит фактам. По словам водителей, до 2010 года они работали в Caspian Offshore Constraction Realty, затем им сообщили, что транспортный отдел компании переходит в ведение Realty Invest Holding, в связи с чем попросили написать заявление об увольнении и тут же взяли на работу в новую компанию. Работу водителей Realty Invest Holding координировал сотрудник Акера, то есть они не только имели отношение к заказчику, но полностью подчинялись его указаниям. И табели учёта, которые так не хочет признавать работодатель, подписывались опять-таки сотрудником Акера. Налицо связь с компанией.
Неофициальные источники утверждают, что на оплату услуг одной автомашины «Тайота-Прадо», согласно договору, должно было выделяться 4,5 тысячи долларов в месяц, но с учётом постоянного превышения лимита и переработки водителя в реальности уходило 7-8 тысяч долларов. В Акер Квернер были неприятно удивлены вскрывшимся фактом существования третьей компании – Realty Invest Holding, политика которой по отношению к своим сотрудникам стала известной в связи с судебным разбирательством. Однако вмешиваться в конфликт не стали. В таких вопросах иностранные фирмы придерживаются политики, озвученной заместителем генерального менеджера ТОО «Тенгизшевройл» по связям с общественностью Линси КРЕЙН во время трудового конфликта в одной из строительных организаций: «ТШО не имеет права вмешиваться во внутренние дела своих подрядных организаций. Субподрядчики сами решают такие вопросы».
СОЮЗ НЕ ОСТАЛСЯ В СТОРОНЕ
Союз предпринимателей и работодателей не наделён правами по осуществлению проверки деятельности работодателей. Однако он не смог остаться в стороне при виде вопиющей несправедливости.
«Изучение судебных актов и других материалов, предоставленных работниками, дает основания полагать, что работодатель ТОО Realty Invest Holding не предоставил все необходимые документы,– говорится в письме Союза в прокуратуру и департамент труда. – Судом должным образом не осуществлена проверка доводов истцов о том, что имели место факты сверхурочной работы, хотя компания «Акер Квернер», где непосредственно вёлся учёт рабочего времени водителей, располагает соответствующими документами. Судами первой и апелляционной инстанций не опровергнуты доводы истцов о том, что работодатель предоставил в суд подложные документы. Не опровергнут довод истцов о том, что изменение условий труда в части заработной платы (уменьшение в четыре раза) произошло вследствие обращения в органы прокуратуры с жалобой на нарушение трудового законодательства. Несмотря на то, что размер заработной платы уменьшился в четыре раза, не изменены другие условия работы. Предоставленные ответчиком документы об уменьшении объёма работ судом не проверены, хотя истцы возражали против довода ответчика».
Представитель водителей написал кассационную жалобу, они полны решимости и дальше отстаивать свои права.
Зульфия ИСКАЛИЕВА